Индекс Херфиндаля - Хиршмана

Примечание. Статья содержит реферативное изложение материала. См. также: индекс концентрации (CR).

Индекс Херфиндаля - Хиршмана - это показатель уровня монополизации рынка, определяемый как сумма квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждым его участником.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (англ. HHI - Herfindahl-Hirschman index) в литературе встречается также как индекс Герфиндаля-Гиршмана, позволяет оценить уровень монополизации конкретного рынка. Поэтому в ряде стран (в частности в США) он используется как показатель, определяющий необходимость получения разрешения на слияния и поглощения антимонопольной службой.

Ниже приведены: формула, оценочные возможные значения этого индекса, в зависимости от уровня монополизации рынка.

Формула индекса Херфиндаля-Хиршмана

Формула вычисления индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI, Герфиндаля-Гиршмана)
где:
Si - доля каждого конкретного участника рынка

Таким образом, индекс Герфиндаля-Гиршмана равен сумме квадратов процентных долей каждого участника рынка.

Разумеется, крайне редко встречается ситуация, когда можно четко определить абсолютно всех участников рынка и их рыночные доли. Поэтому, для практического применения в формуле учитываются самые крупные игроки в порядке убывания их рыночной доли (влияния). Как это будет видно из следующего раздела, игроки с крайне низкими значениями рыночной доли не оказывают существенного влияния на подсчет значения индекса. То есть, для практического расчета значения индекса Херфиндаля-Хиршмана нужно взять сначала, самого крупного игрока, потом более мелкого, и продолжать его расчет до тех пор, пока значение индекса перестанет существенно изменяться.

Оценка значения индекса HHI

Если бы нам нужно было складывать не квадраты процентных долей рынка, а лишь их обычные процентные значения, разумеется, как бы рынок не распределялся между участниками, мы все равно бы получали в итоге 100%. А вот при возведении каждой доли в квадрат, ситуация будет выглядеть радикально иным образом.
Покажем это на примере:

Если предположить, что мы находимся на рынке идеальной конкуренции, все продавцы имеют одинаковую долю рынка, например, 1% (соответственно, их 100). То значение индекса будет равно:
12 х 100 = 100

Теперь уменьшим количество участников в два раза. То есть 50 участников и 2% рынка у каждого.
22 х 50 = 200

Как видим, уровень монополизации рынка вырос.
Выполним тот же самый расчет для 25 участников и 4% рынка для каждого
42 х 25 = 400

При олигополистической ситуации, например 10 частников и 10% рынка, значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составит
102 х 10 = 1000

Как видим, при арифметическом сокращении числа участников рынка значение HHI растет в геометрической прогрессии.
Каково же максимальное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана?
Определить его несложно. Разумеется, это состояние полной и абсолютной монополии - на рынке присутствует один участник с долей рынка 100%.

Откуда:
1002 х 1 = 10000

Таким образом, максимальное теоретическое значение индекса HHI (индекса Херфиндаля-Хиршмана) составляет 10 000.

Сегментирование рынков по уровню монополизации

Возвращаясь к практике применения антимонопольного законодательства в США, примем во внимание, что американский законодатель считает, что при значении HHI < 1000 рынок является свободным и регулирование слияний и поглощений не требуется. При уровне HHI > 1000 - в силу вступают контролирующие органы и необходимо получение разрешения от правительственных органов. А в случае, если HHI превышает 1800 - рынок считается высокомонополизированным и по каждому случаю такому случаю проводится разбирательство для принятия решения.

В принципе, классификация по уровню конкуренции может быть любой. Однако, основываясь на нашем примере, выведем три основные группы:
I группа – рынки с высоким уровнем монополизации (концентрации) (монополистические рынки)  1 800 < HHI < 10 000
II группа – рынки с сильным уровнем монополизации (концентрации) (олигополистические рынки)  1 000 < HHI < 1 800
III тип – рынки с низким уровнем монополизации (концентрации) (конкурентные рынки)  HHI < 1 000

Для более простых оценок уровня концентрации на рынке используется индекс концентрации (CR).


Спросить на форуме
Нужна информация!




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика