ROI

ROI (англ. Return On Investment, русск. окупаемость инвестиций)
ROR (англ. Rate Of Return) - отношение полученной экономической выгоды (чистой прибыли) к объёму инвестиций.

Кроме указанных, могут быть использованы следующие термины: прибыль на инвестированный капитал, прибыль на инвестиции, возврат инвестиций, доходность инвестированного капитала.

В связи с многообразием вариантов инвестиционной деятельности, формула расчета этого показателя также может быть различной.

В общем случае формула выглядит следующим образом:

ROI = Полезный Эффект / Вложенные Затраты
ROI = Net Benefits / Costs
(некоторые авторы указывают этот показатель в процентах)

Обратным преобразованием можно получить такую формулу:
 
ROI = ( Общий доход - Вложенные Затраты )  / Вложенные Затраты

Для простого случая, когда инвестор приобрел некий объект капиталовложений, а через некоторое время его перепродал, формулу расчета можно представить следующим образом:

ROI = (Прибыль + ( Цена Продажи - Цена Приобретения) ) / Цена Приобретения

где:
Прибыль - доходы, полученные за время владения объектом инвестиций;
Цена приобретения - цена приобретения объекта;
Цена продажи - цена продажи (или справедливая стоимость) объекта по окончании срока владения.

Практические расчеты, безусловно, несколько сложнее. Например, когда мы хотим получить данный показатель для оценки некого бизнеса, который имеет условно неограниченное время существования, то необходимы показатели за определенный период времени. Если мы возьмем данные, например, за год, то выяснится, что сумма инвестированных средств различна не только на начало и конец анализируемого периода, но также и внутри него.

Поэтому для анализа отдачи на вложенный капитал также применяют термин  ROIC.

Кроме того, в инвестиционной математике для оценки будущей доходности инвестиций, ROI считают не в абсолютных величинах, а через приведенную стоимость (NPV) полученной прибыли.

Комментарий к применению ROI

ROI - один из самых понятных и наиболее часто используемый показатель оценки эффективности инвестиций или эффективности бизнеса с точки зрения инвестора. Он понятен практически всем пользователям финансовой отчетности, даже не имеющим специальной подготовки.

Понятие ROI позволяет четко и на понятных принципах принимать управленческие решения. Поэтому в бизнесе - это один из самых востребованных показателей. Также, специалисты по информационным технологиям и внедрению программного обеспечения используют ROI в качестве инструмента, позволяющего оценить целесообразность внедрения того или иного программного продукта.

Кроме того, ROI может использоваться в качестве начального инструмента при оценке инвестиционных проектов. Рассчитав показатель ROI, можно сопоставить его с доходностью вложения денежных средств в альтернативные проекты или даже просто на банковский депозит. Поэтому, с помощью ROI можно отсеять проекты, которые не заслуживают дальнейшего внимания - попросту говоря, нецелесообразны.

Несмотря на все преимущества, которые описаны выше, ROI имеет и определенные недостатки.

Вычисление ROI упускает из вида сегодняшнюю стоимость денег и риск, связанный с инвестицией. То есть не учитывается тот факт, что полученные денежные или другие выгоды, скажем через год, не то же самое, что полученные на текущий момент - эти деньги можно было бы сейчас положить, например, на депозит и к концу года получить уже большую сумму. То есть доллар, заработанный сегодня, стоит дороже, чем доллар, заработанный завтра. Если же прибавить к данной оценке еще и риски, а также инфляционные ожидания, то становится понятной возможность достаточно серьезных ошибок при принятии решений, если основываться только на ROI.

Для простых оценок эффективности вложений рисками и приведенной стоимостью денег (NPV) можно пренебречь. Для инвестиционных менеджеров (здесь я применяю термин менеджер в правильном понимании, как руководитель, а не так, как принято на постсоветском пространстве) ROI без учета рисков и приведенной стоимости проекта, может привести к неправильно принятым решениям.

При различных уровнях риска, проекты, в оценке которых был использован показатель ROI, должны быть дополнительно переоценены. Значение ROI проекта с более высоким риском должно быть пропорционально уменьшено. Эти методики подробно исследуются в курсе риск-менеджмента.

Методологическая проблема совместимости оценок ROI, вероятно, уже была отмечена Вами самостоятельно - единая "каноническая" формула показателя фактически отсутствует. Более того, в связи с перечисленными ранее "врожденными" недостатками ROI, постоянно "изобретаются" все новые интерпретации - поэтому значения, полученные по разным формулам могут быть методологически несовместимы. Об этом нужно помнить при сравнении цифр, полученных из разных источников.

См. также: ROE, ROCE, ROIC.

Спросить на форуме
Нужна информация!




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика