Рентабельность продаж (ROS)

Рентабельность продаж (по английски ROS - Return on Sales) - показатель, отражающий долю прибыли в общем объеме реализованных товаров или продукции.

Внимание. В отличие от большинства других показателей рентабельности, которые показывают прибыль по отношению к вложенным средствам, показатель рентабельности продаж является как бы "обратным". Он отражает, сколько денежных средств в объеме проданной продукции является прибылью предприятия. Также важно понимать, что этот показатель отражает не чистую прибыль предприятия, а прибыль именно от процесса продаж, то есть разницу между понесенными затратами, связанными с приобретением товаров, производством продукции или оказанием услуг и их продажной стоимостью. Стоит учесть, что желание отдельных авторов макимально приблизить показатель рентабельности продаж к показателям чистой прибыли приводит к некоторой вариантивности указываемых формул его расчета.

Обратите внимание. Важное отличие данного показателя от других показателей рентабельности также заключается в том, что он не учитывает объем капитала или оборотных средств, который необходим для генерации данного количества прибыли. Это позволяет осуществлять сравнение рентабельности продаж между предприятиями разного размера. Это очень удобно с целью анализа эффективности бизнеса.

Формула расчета показателя рентабельности продаж

Вариант 1

Показатель рентабельности продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации к объему реализации товаров.

Рентабельность Продаж = Прибыль / Объем Продаж

Разумеется, при вычислении значения показателя рентабельности продаж, необходимо освободить его значение от косвенных налогов. То есть вычесть НДС и все акцизные сборы.

В указанной выше интерпретации формулы полученное значение отражает маржинальную рентабельность продаж. То есть, для целей финансового анализа не учитываются расходы периода (административные, финансовые, на рекламу и т.д.)

В западной литературе данная формула приводится как

Operating Margin = Operating Income / Revenue

То есть отношение операционной прибыли к выручке, как и было указано выше.

Вариант 2

В стремлении приблизить показатель рентабельности продаж к финансовому результату, многие авторы приводят следующую интерпретацию формулы:

Рентабельность Продаж = Чистая прибыль / Объем продаж

Приведу эту же формулу, которая встречается в западных источниках:

ROS = Net Income / Sales

При этом Net Income поздразумевается "Before Interest and Tax" то есть до налогообложения и финансовых выплат акционерам. В этом случае в расчет входят все расходы периода.

С моей точки зрения, этот показатель является более обобщенным, при его вычислении "теряется" сама суть получения доходности именно от продаж. То есть у компании с высокими расходами периода и достаточно высокой маржой его вычисление не покажет данной особенности. Тем не менее, эта формула (вариант 2) применяется едва ли не чаще первой.


Спросить на форуме
Нужна информация!




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика