Рынок. Понятие и функции рынка
12 / 49

Рынок. Понятие рынка и причины его появления

Рынок – система экономических отношений, которая связана с производством, потреблением, обращением и распределением экономических благ.

Рынок – механизм товарно-денежных отношений, который связывает покупателей и продавцов. 

Рынок – место, где осуществляется купля - продажа. Рынку присущи определенные законы и закономерности. 

Рынок развивается вместе с товарным производством.

Виды рынков

- По объектам купли – продажи.

- Рынок ресурсов

Рынок рабочей силы, рынок труда, рынок природных ресурсов (земельные ресурсы, водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых и другие.),рынок искусственных средств производства — очень разнообразный рынок предметов и средств труда.

- Потребительский рынок

Рынок продовольствия (продукты питания), рынок непродовольственных товаров (одежда, бытовая техника), рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги )

- Финансовый рынок

Денежный рынок (валюта, золото), рынок кредитных ресурсов (временно свободные денежные средства, которые предоставляются взаймы), рынок страхования (страховые полисы), фондовый рынок (ценные бумаги, акции, облигации), рынок деривативов (различные контракты, фьючерсы, опционы).

- Рынок прав владения и пользования

Рынок аренды и лизинга, рынок концессионных договоров.

- Рынок прав деятельности

Рынок лицензий на определенные виды предпринимательства.

- Рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею

Рынок патентов, рынок лицензий.

- Рынок духовных ценностей

Рынок художественных произведений и прав владения ими, рынок культурно исторических реликвий.

- Международные рынки

Рынки в рамках таможенных и экономических союзов.

- Мировой рынок

Глобальный рынок мирового хозяйства.

- По механизму контакта продавцов и покупателей.

- Непосредственно контактные рынки

На таких рынках собственник сам продает свой товар потребителю.

- Агентские рынки

Продажа товаров потребителю происходит через посредников.

- Биржевые рынки

На этих рынках интересы покупателей и продавцов представляют брокеры. Брокеры выполняют операции по поручению продавцов и покупателей.

- По объемам сделок купли-продажи.

- Оптовые рынки

Продажа товаров осуществляется крупными партиями.

- мелкооптовые рынки

На таких рынках в отличии от оптовых продажа товаров происходить меньшими партиями.

- Розничные рынки

Продажа товаров происходит поштучно или очень мелкими партиями.

- По степени независимости продавцов и покупателей.

- Конкурентные рынки

На этом рынке присутствует множество покупателей и продавцов. Возникает сильная конкуренция.

- Олигопольные рынки

На этом рынке при множестве покупателей присутствует ограниченное количество продавцов. Продавцы при сговоре могут влиять на спрос и уровень цены.

- Олигопсонические рынки

Присутствует ограниченное количество покупателей при множестве продавцов.

- Монопольные рынки

На рынке присутствует один продавец при множестве покупателей.

- Монопсонистические рынки

На рынке присутствует один покупатель и множество продавцов.

- По степени законности.

- Официальные рынки

Все операции на рынке происходят по четким правилам, которые установило государство.

- Неофициальные (теневые) рынки

Операции происходят неофициально в целях уклонения от налогов.

Причины возникновения рынка

- Развитие общественного разделения труда.

Появление разных отраслей производства из-за роста производительности труда.

- Появление различных собственников – товаропроизводителей.

Технологически прогресс привел к появлению различных производителей товаров.

- Появление товарно-денежных отношений.

Увеличение товарного оборота вынудило людей найти эквивалент для обмена экономическими благами.

Признаки рынка и его функции

Признаки рынка:

- Нерегулируемое предложение.

Производитель сам решает, какой объем, вид, товара ему производить.

- Нерегулируемый спрос.

Потребитель сам определяет, какой товар и в каком количестве он хочет купить.

- Нерегулируемая цена.

Цены на рынке зависят от спроса и предложения.

Функции рынка:

- Функция ценообразования.

В результате взаимодействия потребителей и производителей формируется цена. Она зависит от спроса и предложения.

- Информационная функция.

Цена на товары дает информацию для покупателей, производителей и инвесторов для проведения выгодных экономических операций.

- Регулирующая функция.

Воздействие рынка на различные отрасли производства. Изменения спроса и предложения в зависимости от ситуации на рынке.

­- Посредническая функция.

Рынок выступает посредником между потребителями и производителями.

- Функция естественного отбора.

Рынок очищает экономику от неэффективных производителей.

0  


 Инфляция. Причины и виды инфляции | Описание курса | Безработица. Ее формы и последствия 
   

Обсудить на форуме
Записаться на курсы
Обратиться к консультанту
Пройти тест
Полный список курсов обучения
Бесплатные видеоуроки
Нужна информация!




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика