Список предметов
Виды инфляции
9 / 23
 Инфляция может быть «сбалансированной» и «несбалансированной». То есть речь идет о плавном росте цен на все группы товаров и услуг или наоборот, когда цены на некоторые группы товаров растут намного быстрее.

Для иллюстрации сбалансированной инфляции предположим, что у нас в наличии некоторое средневековое княжество, в котором есть добыча железной руды, производство кузнечных изделий, ткачество и мельница.

Предположим, рудокоп решил, что его труд недостаточно ценят, и заявил, что не собирается доставлять руду кузнецу, если тот не начнет платить за нее в два раза больше. Кузнец, оказавшись в безвыходной ситуации, через неделю, когда старые запасы железа закончились, поднял цены на инструменты, плуги, иглы, подковы и другие товары, которые он обычно изготавливал. Ткач тут же был вынужден поднять цены на ткань и одежду, так как иглы у него ломались очень часто, а потом крестьяне и мельник через определенный промежуток времени увеличили цены на продовольствие. Спустя несколько месяцев рудокоп пришел к выводу, что, несмотря на то, что он начал продавать свою руду дороже, но за каждую тачку руды он снова может купить ровно такое же самое количество хлеба, что раньше.

Таким образом, пропорции цен на различные товары и услуги остались прежними, хотя и увеличились в численном выражении.

Казалось бы, пример, рассмотренный выше, должен привести нас к выводу о том, что любой инфляционный процесс в итоге превращается в сбалансированную инфляцию. Однако это не так. До сих пор мы рассматривали инфляцию в условиях «стабильной» ситуации. Если же общество переживает эпоху серьезных перемен, вызванную изменением общественного устройства, уклада жизни, то инфляционные процессы будут выглядеть совершенно по-иному. Поскольку производство одних товаров исчезает, других появляется, одни профессии становятся исчезающими, а на другие появляется огромный спрос.

Предположим, что вышеописанное княжество жило себе и не тужило, но один раз, местный рыбак, поругавшись с соседями, выпил немного для храбрости и решил покончить счеты с жизнью, отправившись в открытое море. Однако, вместо ожидаемого печального исхода, он обнаружил остров, на котором оказался золотоносный ручей, огромное стадо бизонов, сто тысяч гектаров леса из ценных пород древесины и племя аборигенов-людоедов, которые обожают перламутровые пуговицы и готовы поделиться в обмен на них всеми перечисленными выше ресурсами.

В результате данного эпохального открытия резко вырос спрос на перламутровые пуговицы, древесину для постройки кораблей и ткань для парусов. Производители этих товаров тут же отреагировали повышением цен. Действительно, почему бы не заработать на ситуации? Поскольку число жителей никак серьезно не увеличивалось, то спрос на продовольствие остался прежним. В результате мы можем констатировать, что инфляционный процесс был несбалансированным, а в результате массового завоза мяса бизонов цены на мясо даже снизились.

Таким образом, при серьезных изменениях в социальной, политической или экономической жизни общества, инфляционные процессы будут несбалансированными из-за происходящих изменений в предпочтениях покупателей, появления новых товаров и услуг. Например, изобретение автомобиля привело к росту спроса цен на бензин, а появление гражданской авиации привело к тому, что пассажирские крупнотоннажные суда используются теперь только для морских круизов, а не как средство для доставки пассажиров.

В истории мировой экономики отмечались два случая скачкообразного роста цен, связанных с падением стоимости благородных металлов.

После открытия Америки в европейские страны стало поступать много золота и особенно серебра из Мексики и Перу. За 50 лет с начала 16 века производство серебра возросло более чем в 60 раз. Это вызвало повышение товарных цен к концу века в 2,5-4 раза.

После того как в конце 40-х годов XIX века началась разработка калифорнийских (а затем и австралийских) золотых рудников. Добыча золота при этом возросла более чем в 6 раз, а цены на 25-50%. Инфляция этого вида наблюдалась по всему миру.

В зависимости от темпов роста цен можно говорить о том, что бывает обычная («ползучая») инфляция и галопирующая инфляция. При обычных инфляционных процессах цены растут около 10% в год, контракты заключаются в национальной валюте без привязки к валютам других государств. Галопирующая инфляция – это процесс, когда рост цен происходит скачкообразно и стремительно – на 40-200 % в год.

Если ранее мы пришли к выводу, что инфляция в нормальных экономических условиях является необходимой составляющей развития экономики, то при галопирующей инфляции нужно говорить об огромном ущербе, который наносится экономике.

Рассмотрим подобную ситуацию на примере.

Предположим, что Вы – руководитель небольшого предприятия по производству слесарных инструментов. Инфляция в стране составляет примерно 120% в год и изменение цен происходит неравномерно. Таким образом, за год деньги обесцениваются более чем на половину. Процесс транспортировки, доставки в магазины и продажа занимает примерно две недели. Для того, чтобы заказать металл для инструмента, необходим примерно месяц, еще две недели занимает цикл производства. Таким образом, полный цикл оборота денег составляет полтора месяца. За это время цены на металл, электроэнергию и прочие материалы, используемые для производства, увеличатся непредсказуемо. Это означает, что заключать долгосрочные контракты становится практически бессмысленно, поскольку на момент отгрузки товара, фактические затраты на производство инструмента оказываются на 5-15% выше из-за инфляции. И на какую именно величину – заранее предположить можно только очень приблизительно.

Поэтому, чтобы снова купить исходное сырье и оплатить затраты на производство, необходимо упреждающее повышение цен на продукцию. Так начинают поступать все производители и продавцы, что снова стимулирует инфляцию.

Значит для того, чтобы четко считать затраты на производство, нужна единица измерения, которая не так подвержена инфляции. Вы, как директор, поразмыслив немного, делаете предположение, что для этих целей подойдет иностранная валюта. Когда к такой же мысли приходят многие, все расчеты по сделкам начинают осуществляться в пересчете на иностранную валюту. В результате доверие к национальной валюте катастрофически падает. Как только на предприятии появляются денежные средства, оно стремится сразу же их истратить, поскольку цены на все товары постоянно растут, и «завтра» все будет только дороже.

При таких обстоятельствах деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к увеличению цен, и все это приводит к гиперинфляции.

Если уровень цен будет расти быстрее, чем доходы в обществе (т.е. сумма денежных средств, полученных населением), то реальные доходы снизятся. То есть количество товаров и услуг, которые можно купить на полученные денежные средства будет неуклонно сокращаться. Отсюда следует, что от инфляции больше всего страдают люди, получающие относительно фиксированные доходы (например, пенсионеры). Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции, если рост их доходов опережает рост цен в экономике.

Следовательно, в результате инфляции в обществе происходит перераспределение доходов. От инфляции страдают владельцы сбережений, так как с ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность сбережений, отложенных на "черный день", уменьшается. Инфляция также перераспределяет доходы между должниками и кредиторами: она приносит выгоду получателям кредита, так как они берут в долг деньги с большей покупательной способностью, а возвращают кредитору обесцененные инфляцией деньги. Отсюда возникает значительный рост процентных ставок банков в условиях сильной инфляции. Наконец, инфляция приводит к дезориентации предпринимателей из-за нестабильности информации о рынке.

0  


 Инфляция | Описание курса | Дотация