Украина и ВТО



21-01-2008

Украина и ВТО


Вопрос об оценке результатов вступления Украины в ВТО, по меньшей мере, запоздал. Последствия вступления Украины в ВТО, на самом деле, можно оценить уже сейчас. Дело в том, что большинство Законов, принятие которых требовала ВТО, уже давно действуют. То же самое касается и таможенных пошлин – необходимые изменения были приняты Верховной Радой еще прошлого созыва. Таким образом, законодательное регулирование в соответствии с правилами международной торговли почти завершено. Поэтому экономические последствия изменения законодательной базы многие производители ощутили на себе – конкуренция на внутреннем рынке Украины стала намного более острой.
Вступление в ВТО будет иметь для Украины и позитивные последствия. Являясь полноправным членом этой организации, можно использовать правовые механизмы, которые ранее были недоступны. Особенно это касается предотвращения дискриминации украинских товаров на зарубежных рынках. Однако, эти возможности появятся у тех производителей, чья продукция является конкурентоспособной.
Понятие «конкурентоспособности» украинских товаров не связано с членством в ВТО напрямую. Например, беспрецедентные льготы для автомобильной отрасли так и не позволили создать конкурентоспособный украинский автомобиль, хотя, безусловно, сохранили отрасль. Отсутствие целенаправленной политики государства в области сельскохозяйственного машиностроения привело к исчезновению украинских дизельных двигателей и комбайнов. С другой стороны, украинские металлурги демонстрируют устойчивый рост производства. Поэтому связывать проблемы экономики с членством в ВТО, по меньшей мере, некорректно.
Машиностроение – наукоемкая отрасль, которая предполагает постоянные инвестиции, как в оборудование, так и в конструкторские разработки. Для украинского машиностроения период с 1990 по 2000 был фактически «потерян». Парк оборудования практически не обновлялся, падение объемов производства, низкая оплата труда технических специалистов привела к потере самых квалифицированных кадров. Поэтому нужно признать, что основные проблемы в отрасли больше имеют внутренний характер. Вступление в ВТО в полной мере обострит указанные вопросы. Для того, чтобы отрасль выжила, необходима интеграция в мировое разделение труда.
В настоящий момент, очевидно, что украинское машиностроение в целом не способно сейчас ориентироваться на выпуск технически сложных изделий, однако изготовление комплектующих и отдельных узлов отрасли вполне по силам. При условии осуществления целенаправленных инвестиций и правильной маркетинговой политики можно рассчитывать на интеграцию в цепочку поставщиков для конечных производителей. Ни один мировой бренд сейчас не имеет полного производственного цикла своего продукта. Активно используются поставки от специализированных производств. И здесь украинские производители должны не упустить свой шанс.
Таким образом, членство в ВТО для украинских предприятий несет как потенциальные выгоды, так и потенциальные проблемы. А использование ситуации себе на пользу зависит как от отечественных производителей, так и от государственной политики в машиностроительной отрасли.

Сергей Высоцкий. Заместитель исполнительного директора УПЭК

Возврат к списку

(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)



Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика