Переосмысление роли миссии


Ремонт принтеров цена ремонта принтера qwert.su.
16-10-2008

Переосмысление роли миссии

Я переработал эту статью по сравнению с предыдущим вариантом. Я позволил себе включить некоторые фразы и выводы из своей другой статьи - "Примеры формулировки миссии". Также полезно будет ознакомиться со статьей "Как не нужно создавать миссию".

Миссия как дань моде

В том, что у предприятия или организации должна быть сформулирована миссия, уже никто не сомневается. К сожалению, к ее наличию относятся примерно так же как к картине на стене. Она есть и превосходно выглядит, но является совершенно бесполезным имиджевым предметом.

На самом деле, бесполезной миссию сделали консалтинговые компании и "чтение по диагонали" многочисленной литературы по данному вопросу. Дело здесь даже не в том, что Ваша миссия должна отражать уникальность и цели именно Вашей организации, а в том, что на данный момент сама идея создания миссии организации серьезно выхолощена.

Наличие у организации миссии стало чуть ли не "обязательным" атрибутом, вне зависимости от того, на какой стадии своего развития находится организация. Когда руководитель хочет показать владельцам бизнеса, что он "современный руководитель", то разработки миссии организации не миновать. В большинстве случаев это превращается в формальный процесс. Но, хуже всего, не понимая истинные цели и задачи создания миссии организации, плод такого труда превращается в формальный текст в духе советской агитации, который не вызывает никаких эмоций у сотрудников.

Тогда получается формулировка, похожая на "мы производим товары ХХХ самого высокого качества, обеспечиваем высокую прибыль для акционеров и любим своих сотрудников".

Миссия, которая вызывает недоверие, которая содержит либо пустые, либо стандартные слова или декларации, не стоит даже того времени, которое требуется на ее прочтение. Более того, если миссия вызывает недоверие, это рикошетом отражается на компании. Часто в литературе встречается фраза о том, что миссия должна "вдохновлять". Я бы перефразировал бы эту идею так: "миссия должна вызывать доверие в качестве реальной цели к которой реально стремится организация и ее сотрудники и миссия должна соответствовать сути и духу организации". Именно тогда можно ожидать, что получится желаемый результат.

Цель, задекларированная в миссии должна реально являться для организации главной и основной задачей. Когда про миссию забывают сразу же, как только поставлена последняя точка, это может принести только вред. Сотрудники организации видят такую "двойную мораль" и вряд ли станут более мотивированными и нацеленными на повышение эффективности работы организации.

Как я уже говорил выше, миссия не должна быть стандартной, написанной из стандартных словосочетаний, которые ничем не отличаются от языка финансовых или других отчетов. Иначе это будет похоже на стремление выделиться на черном автомобиле в ряду других черных автомобилей с миссией "мы будем производить самые черные автомобили для наших клиентов с максимальной эффективностью и отдачей, принося высокий доход нашим акционерам. И мы, кроме того, очень любим наших сотрудников".

В итоге, большая часть созданных организациями миссий (80-90%) являют собой просто дань моде и попытку следования неким стандартам менеджмента, не принося своей организации никакой пользы. А ведь на их разработку были потрачены значительные средства.

Попробую сформулировать основные признаки "пустой" миссии:

  • миссия содержит фразы о том, что весьма далеко от реального бизнеса организации и ее отношений с клиентами
  • миссия содержит стандартные фразы, не несущие конкретики и не дающие понять, что именно делает или собирается делать организация
  • миссия никак не связана с планами организации, с тем направлением, к которому организация реально движется
  • сотрудниками организации (я имею ввиду менеджмент) миссия не воспринимается как некое направление для своих действий, а скорее как элемент обязательных правил вроде распорядка дня или делового стиля одежды

В чем же причина такого положения вещей? Главная проблема - это неспособность организации понять собственную уникальность и связать ее с тем бизнесом, которым организация занимается. То есть проблема банка, страховой компании, магазина и т.д. осознать, чем же мы лучше остальных и, внимание (!), за счет чего мы опередим конкурентов! Ведь миссия изначально и задумывается как путеводная звезда бизнеса, как ориентир, инструмент, позволяющий добиться успеха. В противном случае, если "мы просто ведем бизнес", то "у нас просто есть миссия". И чем больше за нее заплатили, тем больше организация пытается выдать желаемое за действительное.

Миссия - суть стратегии развития бизнеса

Для начала, чтобы понять суть стоящей задачи, обратимся к первоначальной идее. Итак, изначальная идея формулировки "миссии" заключалась в позиционировании бизнеса в социуме (см. "что такое миссия"). То есть определении для бизнеса или конкретного предпринимателя своей роли в обществе, фактически, определении "полезности" для общества. А занятие устойчивой позиции в общественном производстве, когда определена необходимая для общества "роль" предполагает долгосрочные перспективы существования и развития бизнеса.

Задача миссии - в краткой форме выразить устремления организации, которые могут быть похожи на некую мечту, но мечту достижимую, которая вдохновляет на изменения, на развитие, на победы.

Группа людей, которых объединяет какая-то идея, способны сделать великие вещи, опираясь только на свой энтузиазм и веру в достижимость и реальность поставленных целей. Именно в этом и заключается исключительная роль миссии - вдохновить сотрудников на достижение великих целей, заставить их поверить в их реальность и их достижимость. То есть роль миссии в мотиваци сотрудников, что нельзя достчь никаки материальным стимулированием.

В идеальном случае, миссия - это "мечта", к которой сремиться организация, а каждый сотрудник этой организации действует для достижения этой мечты. И не всегда, сформулировав цель, "суперидею" организации нуно выставлять ее на официальный сайт. Миссия быть инструментом развития бизнеса, а не инструментом PR-компаний. Непонимание этого нюанса часто губит задачу разработки миссии и превращает ее в "рекламную конфетку", которую изготавливают консультанты, а потом проводят социальное исследование (и делают это на полном серьезе) и подтверждают ее "действенность". Подумайте сами, какой смысл в выяснении мнения постороннх людей о том, как должен развиваться Ваш бизнес? Куда его вести? Об этом может знать только сама организация и никто другой!

Задача консультанта в этом случае заключается не в проведении PR-компании (что бывает в 95% случаев), а в том,чтобы помочь менеджменту осознать то, что из себя представляет организация и куда она должна стремиться. Если Вы согласны с этим, я могу предложить Вам свою помощь. Свяжитесь со мной по адресу admin@profmeter.ru или заполните форму запроса.

Из сказанного выше следует, что миссия определяет общее направление движения развития бизеса. Точнее не определяет, а облекает в словесную форму. Из этого следует простой вывод - наличие миссии помогает организации определиться со стратегическими действиями.

Впрочем, наличие миссии никак не гарантирует наличие прибыли и успехов в деятельности.

Поэтому, если организация не занимается РЕАЛЬНЫМ стратегическим планированием, то миссия - не более, чем модный аксессуар на ее сайте и в рекламных проспектах. То есть, если организация осуществляет планирование исключительно в финансовых показателях и объемах продаж, не осуществляет крупных структурных перемен, по большому счету, в  ответ на сформулировать миссию организации, даже представитель топ-менеджмента скажет "посмотрите на сайте".

Консультанты чаще всего наносят вред даже больший, чем если бы в организации миссия отсутствовала вообще. Если миссия отражает роль бизнеса в социуме, то "разработать нам миссию" может только человек, который является движущим локомотивом бизнеса, понимает его и может развивать - "пробиться к вершинам". Таким образом, консультант теоретически не может рассказать вам вашу же миссию. Поэтому процесс "разработки миссии" сводится к проведению семинаров с формулированием идей на тему "что нам там написать". Руководство, нанявшее консультантов, в итоге оказывается совершенно сбито с толку, даже если само принимает активное участие в этом процессе. Потому что в данном случае у консультанта стоит совершенно другая задача - нужно вытащить все "красивые фразы" и сложить их в один текст. В итоге рождается несколько фраз, за которые заплачены весьма солидные деньги. Поскольку деньги весьма приличные, в дальнейшем созданный текст ревизии не подвергается и играет роль некого символа. Совершенно ясно, что это не имеет никакого отношения к первоначальной идее. В итоге рождается нечто вроде "Наша организация удовлетворяет клиентов, способствует всестороннему развитию персонала и обеспечивает достойный доход акционерам" (узнаете свою миссию?)

Многие авторы приводят следующие базовые вопросы, ответ на которые должен быть заложен в сформулированой миссии организации:

  • Зачем существует организация?
  • Что делает организация?
  • Зачем мы все это делаем?
  • Где место организации?

Я бы немного изменил акценты. В миссии не должны содержаться ответы на эти вопросы. С ответов на эти вопросы должен рождаться процесс создания и формулирования миссии организации.

Миссия создается для сотрудников. Они - главная движущая сила Вашей организации. И потом, от них, заложенные в миссии идеи будут передаваться от сотрудников к клиентам компании, партнерам по бизнесу, инвесторам ипрочим.

Если Вы согласны с этим, я могу предложить Вам свою помощь. Свяжитесь со мной по адресу profmeter@profmeter.com.ua или заполните форму запроса на консалтинговые услуги.

Сергей Высоцкий


Возврат к списку

(Голосов: 16, Рейтинг: 3.97)

Материалы по теме:




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика