Надо ли подавать отчетность государственному регистратору?



28-05-2009

Надо ли подавать отчетность государственному регистратору?

Примечание: Текст данной статьи содержит реферативное изложение вопроса.

С 1 января 2007 года украинское законодательство пополнилось новой нормой, посвященной финансовой отчетности. Речь идет о части третьей ст.14 Закона о бухучете1. Согласно данной норме «предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны представлять (направлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее чем до 1 июня года, наступающего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах».

Таким образом, из данного витиеватого предложения следует, что:
  • помимо весьма нейтральных органов статистики, среди государственных пользователей финансовой отчетности появился еще один — государственный регистратор; предприятия должны отчитываться уже в текущем году, то есть представить до 1 июня 2007 года отчетность за 2006 год; регистратору представляется несколько «урезанная» годовая финансовая отчетность — только баланс и отчет о финансовых результатах (без отчетов о собственном капитале, движении денежных средств и примечаний); отчитываться перед регистратором должны как крупные предприятия, составляющие формы № 1 и № 2, так и малые, представляющие формы № 1-м и № 2-м.
Действующая законодательная база, на которую необходимо ориентироваться при решении данного вопроса:
  • ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Сам по себе факт представления финансовой отчетности госрегистратору не вызывает никаких отрицательных эмоций. Ведь фактически финансовая отчетность за 2006 год, подготовленная и представленная (уже!) не только органам статистики, но и собственникам, вышестоящим руководящим органам и прочим заинтересованным лицам, не дополняется никакой другой, новой, информацией. По сути, госрегистратор получит ту информацию о финансовом положении предприятия, которая уже была оглашена достаточно широкому кругу пользователей.

О данной обязанности субъектов хозяйствования и о порядке ее исполнения Госкомпредпринимательства напоминал в письмах от 18.01.2007 г. № 332, от 30.05.2007 г. № 3846. В них, в частности, указано, что юридические лица, входящие в категорию субъектов малого предпринимательства, должны сдавать отчетность в составе формы № 1-м (Баланс) и формы № 2-м (Отчет о финансовых результатах). Остальные юрлица — в составе формы № 1 (Баланс) и формы № 2 (Отчет о финансовых результатах). Также была отмечена целесообразность оформления описи вложения в случае, если отчетность направляется ценным письмом, а не подается госрегистратору лично. При этом нотариального удостоверения подписей на отчетности не требуется. Напомним также, что вначале Госкомпредпринимательства настаивал на том, что отчетность должна содержать соответствующую отметку органа государственной статистики о дате получения им данной отчетности. Однако вскоре под давлением Госкомстата он отказался от этой мысли. Обратил внимание Госкомпредпринимательства и на особенности подачи финотчетности государственному регистратору вновь созданными юридическими лицами. Согласно ч. 2 ст. 13 Закона о бухучете первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть меньше 12 месяцев, но не может быть большим чем 15 месяцев. Со ссылкой на эту норму Госкомпредпринимательства указал, что если, например, юрлицо было зарегистрировано в ноябре 2007 г., то результаты его деятельности за ноябрь и декабрь могут быть отражены в отчетности за 2007 г. Соответственно первый годовой отчет такое юридическое лицо могло подать государственному регистратору до 01.06.2008 г.

При более глубоком и системном анализе норм законодательства, сдача финансовой отчетности государственному регистратору вполне может стать «бомбой замедленного действия» для тех предприятий, финансовые показатели которых выглядят не совсем привлекательно с позиции классических подходов финансового анализа. Ведь появилось это требование в Законе о бухучете не спроста! Многие специалисты единодушны в том, что данное требование — первый шаг на пути к запуску механизма реализации достаточно опасных норм ГКУ2 — ст.144 (для ООО) и ст.155 (для АО). Напомним, что согласно данным нормам следствием недостаточности чистых активов хозяйственного общества должна являться его ликвидация. Естественно, для того чтобы оценить уровень чистых активов, вполне достаточно заглянуть в первый раздел пассива баланса. Другое дело, что предпримет (или обязан будет предпринять) государственный регистратор, обнаружив в финансовой отчетности предприятия недостаточный уровень чистых активов. Пока законодательство об этом молчит.
 
Пока же госорганы обсуждают формальную сторону представления отчетности госрегистратору:
  •   в какой форме (письмо Госпредпринимательства от 16.03.2007 г. № 1897, с.27);   с отметками органов статистики или без них (письмо Госкомстата от 14.03.2007 г. № 04/4-6/103, с.27);   ответственность за непредставление (письмо Госпредпринимательства от 16.03.2007 г. № 1897, с.27).

Ответственность и санкции


Государственному комитету по вопросам регуляторной политики и предпринимательства пришлось отвечать и на этот вопрос. В письме от 16.03.2007 г. № 1897 он был вынужден признать, что ни Законом о бухучете, ни Законом о госрегистрации «применение штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования (и/или их должностным лицам), которые не отчитались перед государственным регистратором*, не установлено».

* Формулировка, которую использует Госкомпредпринимательства, крайне некорректная, ведь законодательством предусмотрена обязанность подавать госрегистратору информацию, а не отчитываться перед ним. При этом госрегистратор выполняет не контролирующую функцию, а исключительно техническую по включению соответствующей информации в Единый госреестр.
Единственная норма, о которой упомянул Госкомпредпринимательства, — ст. 1642 КоАП, которой установлено, что нарушение законодательства по финансовым вопросам, в частности внесение неправдивых данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, влечет за собой наложение штрафа от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 136 до 255 грн. Но тут есть одна немаловажная деталь — в соответствии со ст. 2341 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1642 КоАП, рассматривают органы государственной контрольно-ревизионной службы. Согласно же ст. 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII полномочия государственной контрольно-ревизионной службы по осуществлению контроля распространяются на весьма ограниченный круг субъектов, в том числе на предприятия и организации, которые получают (получали в проверяемый период) государственное или коммунальное имущество. Поэтому наложить штраф по ст. 1642 КоАП органы КРУ могут далеко не на всех субъектов хозяйствования. Да и в случае с подачей финотчетности госрегистратору применение санкции за нарушение законодательства по финансовым вопросам по меньшей мере спорно. Ведь по сути нарушается не законодательство по финансовым вопросам, а норма, направленная на обеспечение доступа к сведениям, которые должен содержать Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. То, что законодатель ставил перед собой именно эту цель, следует, в частности, из Объяснительной записки к проекту закона, вносящего соответствующие изменения в Закон о госрегистрации и в Закон о бухучете.

Последствия отказа от сдачи отчета государственному регистратору

Напоследок предлагаем оценить вероятность наступления «иных» негативных последствий неподачи финотчетности госрегистратору. Некоторым предприятиям, не подавшим финотчетность госрегистратору, уже довелось столкнуться с отказом с его стороны провести другие регистрационные действия до того момента, пока финотчетность все-таки не будет подана. Однако, действуя таким образом, госрегистратор нарушает требования Закона о госрегистрации, которым установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий. Так, основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице названы в ст. 19 Закона о госрегистрации, для отказа в госрегистрации изменений в учредительные документы — в ст. 29 Закона о госрегистрации. В качестве негативного последствия можно также рассмотреть теоретическую возможность вынесения судебного решения о прекращении юридического лица. В исключительном перечне оснований для вынесения такого решения, приведенном в ч. 2 ст. 38 Закона о госрегистрации, есть такое основание, как неподача документов финансовой отчетности в течение года в соответствии с законом. При буквальном толковании данного законодательного положения можно говорить о том, что под это основание подпадает и неподача финотчетности госрегистратору. Однако ни в полномочия государственного регистратора, ни в полномочия какого-либо иного государственного органа обращение в суд с требованием прекратить деятельность юридического лица в связи с неподачей им Баланса и Отчета о финансовых результатах не входит. Поскольку невыполнение данной обязанности нарушает права участников и третьих лиц, которые лишаются гарантированной им Законом о госрегистрации возможности получить соответствующие сведения из Единого государственного реестра*, то можно предположить, что в суд обратиться могут именно они. Однако, поскольку отмена государственной регистрации субъекта хозяйствования отнесена Хозяйственным кодексом Украины к административно-хозяйственным санкциям, участникам и третьим лицам следует избрать другой способ защиты своих нарушенных прав, ориентируясь на приведенный в ст. 16 ГКУ перечень (например, они могут включить в иск требование обязать юридическое лицо подать соответствующие документы для включения необходимых сведений в Единый государственный реестр либо, если они смогут обосновать, что в результате отсутствия таких сведений в Едином госреестре им был причинен ущерб, то исковые требования могут состоять в его возмещении).

* К сожалению, изменения, которые произошли в Законе о госрегистрации и в результате которых в перечень сведений Единого государственного реестра была включена информация о финотчетности юрлиц, до сих пор не нашли отражение в Положении о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденном приказом Госкомпредпринимательства от 20.10.2005 г. № 97. Это также может создать ненужные сложности в реализации данной возможности, однако основанием для отказа в предоставлении необходимых сведений стать не должно.

А вот государственный регистратор обратиться в суд с административным иском, в котором потребовать от юридического лица исполнить обязанность по подаче финансовой отчетности за год, на наш взгляд, не может, поскольку в соответствии со ст. 104 Кодекса об административном судопроизводстве Украины субъект властных полномочий может это сделать только в случаях, установленных законом. Обязанность подавать финансовую отчетность государственному регистратору привлекла внимание и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая в письме от 27.06.2007 г. № 13/03/10774 указала на еще одну цель, с которой была установлена данная обязанность: ее исполнение акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью позволяет отследить, соответствует ли стоимость чистых активов общества определенному законом минимальному размеру уставного капитала (статьи 144, 155 ГКУ). Однако в полномочия государственного регистратора опять же контроль за стоимостью чистых активов хозобщества не входит. Да и, как отмечено в том же письме ГКЦБФР, порядок обмена информацией между государственным регистратором и органами государственной власти относительно исполнения норм статей 144, 155 Гражданского кодекса Украины не предусмотрен. Вопрос о ликвидации хозяйственного общества по основаниям, предусмотренным в статьях 144, 155 ГКУ, немногим ранее становился предметом рассмотрения и Высшего хозяйственного суда Украины. Он также подчеркнул, что действующим законодательством орган, который вправе обратиться в суд в случаях, предусмотренных указанными статьями ГКУ, не установлен. По мнению ВХСУ, с иском о ликвидации юрлица по основанию несоответствия стоимости чистых активов общества определенному законом минимальному размеру уставного капитала может обратиться только прокурор (см. п. 9 Информационного письма ВХСУ от 07.04.2008 г. № 01-8/211). Но сама неподача финансовой отчетности государственному регистратору не может стать основанием для обращения прокурора в суд с требованием о ликвидации хозяйственного общества. Максимум, что грозит юрлицу в этом случае, — вынесение прокурором предписания либо представления об устранении нарушений закона.

Из изложенного выше следует, что наступление каких-либо негативных последствий для юридических лиц, не подавших до 1 июня 2008 года государственному регистратору финансовую отчетность за 2007 год, весьма иллюзорно.

Приложение. Письма государственных органов по вопросу сдачи отчетности регистратору

Государственный комитет статистики Украины
Письмо от 14.03.2007 г. № 04/4-6/103
Представление финотчетности государственному регистратору


Госкомстат получил от территориальных управлений статистики запросы относительно реализации требований, приведенных в письме Госпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332, согласно которым финансовая отчетность юридическими лицами представляется государственному регистратору не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом, и должна содержать соответствующую отметку органа государственной статистики о дате получения им этой отчетности.
Невозможность предоставления Госкомстатом разъяснений по этому вопросу региональным управлениям статистики связана с тем, что:
1) указанное письмо не было согласовано с Госкомстатом;
2) в действующих нормативно-правовых актах отсутствует порядок указания на бланках финансовой отчетности информации о ее получении пользователями, в частности органами государственной статистики;
3) непонятна цель проставления отметки органом государственной статистики о дате получения им финансовой отчетности предприятия, посколь ку отчетная дата установлена Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419.
Исходя из вышеприведенного и при необходимости получения Госпредпринимательством списка предприятий, которые представляли органам государственной статистики годовую финансовую отчетность, Госкомстат предлагает использовать перечень отчитывающихся единиц, который может быть сформирован и представлен Госпредпринимательству на государственном уровне в мае т. г. в электронном виде с указанием следующих признаков: идентификационный код юридического лица, его название и местонахождение.
Пользуясь случаем, просим обратить внимание на недопустимость в дальнейшем привлечения территориальных органов государственной статистики к реализации требований, предусмотренных в отношении их в письмах Госпредпринимательства, без согласования с Госкомстатом.

Заместитель Председателя Н.ВЛАСЕНКО


Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
Письмо от 16.03.2007 г. № 1897
Представление финотчетности государственному регистратору


Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства проработал обращение и сообщает следующее.
1. В отношении формы, по которой предприятия обязаны представлять (направлять заказным письмом) государственному регистратору финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.
Частью четвертой ст.11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) установлено, что формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.
2. По поводу поставленного вопроса – должна ли финансовая отчетность, представляемая государственному регистратору, содержать отметку соответствующего органа государственной статистики о дате получения им этой отчетности.
С 1 января 2007 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» от 09.02.2006 г. № 3422, согласно которому вносятся некоторые изменения в Законы Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Закон № 755) и «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине.
В частности, указанным Законом дополняется:
часть вторая ст.17 Закона № 755 абзацем следующего содержания: «финансовая отчетность о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах»;
статья 14 Закона № 996 частью третьей следующего содержания: «Предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны представлять (направлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах».
То есть перечень сведений о юридических лицах, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Единый реестр), дополнен сведениями о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.
Однако вышеуказанным Законом механизм внесения государственным регистратором в Единый государственный реестр сведений о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица не установлен.
В целях выполнения требований закона о включении в Единый государственный реестр сведений о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица Госпредпринимательством вместе с Госкомстатом Украины готовится совместное разъяснение о порядке внесения государственным регистратором в Единый государственный реестр сведений о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица1.
3. Относительно применения штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования (и/или их служебным лицам), не отчитавшимся перед государственным регистратором.
Применение штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования (и/или их служебным лицам), не отчитавшимся перед государственным регистратором, Законами № 755 и № 996 не установлено.
В то же время ст.1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлено, что нарушения законодательства по финансовым вопросам, в частности, внесение неправдивых данных в финансовую отчетность, непредставление финансовой отчетности, влекут за собой наложение штрафа.
О порядке применения штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования (и/или их служебным лицам), не отчитавшимся перед государственным регистратором, разъяснения будут предоставлены также совместным письмом Госпредпринимательства и Госкомстата Украины.

И.о. Председателя К.ВАЩЕНКО

Возврат к списку

(Голосов: 11, Рейтинг: 4.11)

Материалы по теме:




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика