|
Глава 4 Налогового Кодекса Украины декларирует ряд важных для налогоплательщика принципов, которые необходимо учитывать в своей деятельности:
(Примечание. Приведены только наиболее существенные, по мнению автора, пункты соответствующего раздела Налогового Кодекса. Поэтому прочтение даже всех материалов сайта не отменяет необходимости чтения самого Кодекса)
4.1. Податкове законодавство України ґрунтується на таких принципах:
| 4.1. Налоговое законодательство Украины базируется на таких принципах:
|
4.1.4. презумпція правомірності рішень платника податку в разі, якщо норма закону чи іншого нормативно-правового акта, виданого на підставі закону, або якщо норми різних законів чи різних нормативно-правових актів припускають неоднозначне (множинне) трактування прав та обов'язків платників податків або контролюючих органів, внаслідок чого є можливість прийняти рішення на користь як платника податків, так і контролюючого органу;
| 4.1.4. презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принятия решения как в пользу плательщика налогов так и контролирующего органа;
|
|
|
Указанная выше норма (презумпция правомерности решений плательщика налога) является принципиально важной для плательщика налога. Однако, следует учитывать, что, скорее всего, свою правоту в указанных случаях необходимо будет отстаивать в суде. Кроме того, есть тонкий нюанс - речь идет о противоречиях между правовыми актами и законами. А вот что делать в случае противоречия ВНУТРИ одного правового акта?
4.1.9. стабільність - зміни до будь-яких елементів податків та зборів не можуть вноситися пізніш як за шість місяців до початку нового бюджетного періоду, в якому будуть діяти нові правила та ставки. Податки та збори, їх ставки, а також податкові пільги не можуть змінюватися протягом бюджетного року;
| 4.1.9. стабильность - изменения к каким-либо элементам налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться на протяжении налогового года.
|
|
|
Исходя из данного пункта, изменения налогового законодательства на следующий год может проходить только в первой половине текущего. То есть внутри одного года правила налогообложения меняться не будут. Впрочем это не означает запрет иных изменений в налоговом законодательстве.
4.2. Загальнодержавні, місцеві податки та збори, справляння яких не передбачено цим Кодексом, сплаті не підлягають.
| 4.2. Общегосударственные, местные налоги и сборы, уплата которых не предусмотрена этим Кодексом, уплате не подлежат.
|
4.4. Установлення і скасування податків та зборів, а також пільг їх платникам здійснюються відповідно до цього Кодексу Верховною Радою України, а також Верховною Радою Автономної Республіки Крим, сільськими, селищними, міськими радами у межах їх повноважень, визначених Конституцією України та законами України.
| 4.4. Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется в соответствии с этим Кодексом Верховным Советом Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами в рамках их полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украины.
|
Данные пункты ограничивают возможности местных органов самоуправления в изменениях налогового законодательства. Пункт 4.2 однозначно указывает на то, что никакие иные налоги, кроме предусмотренных налоговым кодексом, не подлежат уплате. Вместе с тем, ограничиваются и возможности местных властей по введению или отмене уплаты налогов и сборов.
Структура налогового законодательства Украины |
Описание курса
| Взаимоотношения налогового законодательства с другими актами (Співвідношення податкового законодавства з іншими законодавчими актами)
|