|
Всем, кто начинает знакомиться с Налоговым Кодексом Украины, настоятельно рекомендую четко для себя определить свои права и обязанности как налогоплательщика. Обязанности плательщика налогов определяет статья 16 Налогового Кодекса.
16.1. Платник податків зобов'язаний:
16.1.1. стати на облік у контролюючих органах в порядку, встановленому законодавством України;
16.1.2. вести в установленому порядку облік доходів і витрат, складати звітність, що стосується обчислення і сплати податків та зборів;
16.1.3. подавати до контролюючих органів у порядку, встановленому податковим та митним законодавством, декларації, звітність та інші документи, пов'язані з обчисленням і сплатою податків та зборів;
16.1.4. сплачувати податки та збори в строки та у розмірах, встановлених цим Кодексом та законами з питань митної справи;
| 16.1 Плательщик налогов обязан:
16.1.1. стать на учет в контролирующих органах в порядке, установленном законодательством Украины;
16.1.2. вести в установленном порядке учет доходов и затрат, составлять отчетность, которая касается исчисления и уплаты налогов и сборов;
16.1.3. подавать контролирующим органам в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов;
16.1.4. уплачивать налоги и сборы в сроки и в размерах, установленным этим Кодексом и законами по вопросам таможенного дела;
|
|
|
Указанный выше блок обязанностей не является чем-то необычным. Он регулирует "нормальные" взаимоотношения с контролирующими органами.
В Налоговом Кодексе обязанность стать на учет для налогоплательщика является законодательно установленной. Поэтому каждый налогоплательщик должен для себя понимать возможную цепочку последствий, которая может возникнуть вследствие незнания налогового законодательства. Итак, незнание Закона не освобождает от ответственности, то есть как минимум требование уплатить налог и финансовые санкции обеспечено (пункт 16.1.4). Сюда же может добавиться и уголовное преследование. Но.. сюда же имеем - невыполненное обязательство по постановке на учет (16.1.1), ведения самого налогового учета (16.1.2), а также подачи налоговой отчетности (16.1.3). То есть в самом лучшем случае будут взысканы не только суммы налогов с финансовыми санкциями, но и целая цепочка "сопутствующих" штрафов, оспорить которые будет практически невозможно.
Следующий блок обязанностей плательщика налогов касается уже "повседневного" взаимодействия с контролирующими органами.
16.1.5. подавати на належним чином оформлену письмову вимогу контролюючих органів (у випадках, визначених законодавством) документи з обліку доходів, витрат та інших показників, пов'язаних із визначенням об'єктів оподаткування (податкових зобов'язань), первинні документи, регістри бухгалтерського обліку, фінансову звітність, інші документи, пов'язані з обчисленням та сплатою податків та зборів. У письмовій вимозі обов'язково зазначаються конкретний перелік документів, які повинен надати платник податків, та підстави для їх надання;
16.1.6. подавати контролюючим органам інформацію, відомості про суми коштів, не сплачених до бюджету в зв'язку з отриманням податкових пільг (суми отриманих пільг) та напрями їх використання (щодо умовних податкових пільг - пільг, що надаються за умови використання коштів, вивільнених у суб'єкта господарювання внаслідок надання пільги, у визначеному державою порядку); | 16.1.5. подавать на должным образом оформленное письменное требование контролирующих органов (в случаях, предусмотренных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В письменном требовании обязательно указывается конкретный перечень документов, который должен предоставить плательщик налогов и основания для их предоставления;
16.1.6 подавать контролирующим органам информацию, сведения про суммы средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммы полученных льгот) и направления их использования (относительно обусловленных налоговых льгот - льгот, которые предоставляются при условии использования средств, освободившихся у субъекта хозяйствования вследствие предоставления льготы в определенном государством порядке); |
16.1.7. подавати контролюючим органам інформацію в порядку, у строки та в обсягах, встановлених податковим законодавством;
| 16.1.7 подавать контролирующим органам информацию в порядке, в сроки и в объемах, установленных налоговым законодательством; |
|
|
Обратите внимание, что в Налоговом Кодексе фактически перечислены практически все документы, которые использует предприятие для ведения учета - первичные документы, учетные регистры, финансовую отчетность (пункт 16.1.5.). То есть контролирующие органы могут запросить практически любой документ, имеющий отношение к учету (включая первичные), куда попадают даже договора. И в данном пункте нет слова "копии". То есть могут быть затребованы оригиналы.
При практическом применении со стороны контролирующих органов данного (16.1.5) пункта, настоятельно рекомендую составить акт передачи оригиналов документов с составлением их реестра и описи. По крайней мере, если налоговые органы их случайно "потеряют" Вы сможете чувствовать себя более уверенно.
16.1.8. виконувати законні вимоги контролюючих органів щодо усунення виявлених порушень законів з питань оподаткування та митної справи і підписувати акти (довідки) про проведення перевірки;
16.1.9. не перешкоджати законній діяльності посадової особи контролюючого органу під час виконання нею службових обов'язків та виконувати законні вимоги такої посадової особи;
16.1.10. повідомляти контролюючим органам за місцем обліку такого платника про його ліквідацію або реорганізацію протягом трьох робочих днів з дня прийняття відповідного рішення (крім випадків, коли обов'язок здійснювати таке повідомлення покладено законом на орган державної реєстрації);
16.1.11. повідомляти контролюючі органи про зміну місцезнаходження юридичної особи та зміну місця проживання фізичної особи - підприємця;
16.1.12. забезпечувати збереження документів, пов'язаних з виконанням податкового обов'язку, протягом строків, установлених цим Кодексом;
16.1.13. допускати посадових осіб контролюючого органу під час проведення ними перевірок до обстеження приміщень, територій (крім житла громадян), що використовуються для одержання доходів чи пов'язані з утриманням об'єктів оподаткування, а також для проведення перевірок з питань обчислення і сплати податків та зборів у випадках, встановлених цим Кодексом. | 16.1.8 исполнять законные требования контролирующих органов относительно устранения выявленных нарушений законов по вопросам налогообложения и таможенного дела и подписывать акты (справки) про проведение проверки;
16.1.9. не препятствовать законной деятельности должностного лица контролирующего органа во время исполнения ею служебных обязанностей и выполнять законные требования такого должностного лица;
16.1.10 уведомлять контролирующие органы по месту учета такого плательщика про его ликвидацию или реорганизацию на протяжении трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (кроме случаев, когда обязательство осуществлять такое уведомление возложено на орган государственной регистрации);
16.1.11. уведомлять контролирующие органы про изменение местонахождения юридического лица и смену места проживания физического лица-предпринимателя;
16.1.12. обеспечивать хранение документов, связанных с исполнением налогового обязательства на протяжении сроков, установленных этим Кодексом;
16.1.13. допускать должностных лиц контролирующего органа во время проведения ими проверок к осмотру помещений, территорий (кроме жилища граждан), которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проведения проверок по вопросам начисления и уплаты налогов и сборов в случаях, установленных этим Кодексом.
|
|
|
Обратите внимание на слово "законные" в пунктах 16.1.8 и 16.1.9 . Теоретически, это означает, что если в последствии Вы сможете доказать в судебном порядке, что действия должностных лиц или контролирующих органов были незаконными, то, Вы будете освобождены от ответственности за соответствующие действия. Однако, если Вы не готовы к судебным разбирательствам, каждый раз попросите разъяснить должностное лицо законность своих требований, после чего им придется подчиниться.
Отдельным вопросом является требование пункта 16.1.8 подписывать акты проверки. Не забывайте, что Ваша подпись под актом означает согласие с его содержанием. Чувствуете нюанс? Поэтому, если Вы не согласны с содержимым акта налоговой проверки, обязательно придерживайтесь соответствующей процедуры, касающейся оформления результатов проверки, чтобы не попасть в нарушители закона еще до судебного разбирательства. То есть подписать акт с замечаниями, право на что предоставляется пунктом 17.1.6 Налогового Кодекса Украины (см. урок "Права плательщика налогов").
Обратите внимание, что требования пункта 16.1.13 по поводу осмотра любых помещений и территорий действуют только в том случае, если должностное лицо осуществляет проверку, то есть имеет соответствующее удостоверение на проверку.
Плательщики налогов. Платники податків |
Описание курса
| Права плательщика налогов (Права платника податків )
|