Примечание. Статья содержит реферативное изложение материала. См. также Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Индекс концентрации CR - это показатель, характеризующий, какая доля рынка приходится на заданное количество самых крупных игроков.
Поскольку понятие "заданное количество" выглядит достаточно неопределенно, то после букв CR добавляют цифру, которая и показывает, про какое количество самых крупных игроков рынка идет речь.
Таким образом, используются (в основном) следующие индексы концентрации CR: CR2, CR3, CR4, CR5, CR8, CR10.
В принципе, число "самых крупных игроков" может быть любым. В повседневной жизни Вы часто сталкивались, например, со "списком 100 самых богатых людей", "500 самых крупных компаний" и т.д. Все зависит от целей, которые перед собой ставит исследователь.
Формула индекса концентрации CR
Индекс концентрации рынка CR (concentration ratio) определяется как сумма долей рынка n самых крупных компаний. Чем выше полученное значение, чем ближе оно к 100, тем более монополизирован рынок.
Особенности использования индекса концентрации (CR) для практических целей
Поскольку индекс концентрации представляет собой арифметическую сумму, он фактически игнорирует структуру распределения рыночных долей между компаниями, которые вошли в расчет индекса.
Представим себе, что мы определили, что на данном рынке CR5 = 80, то есть пять самых крупных компаний занимают 80% рынка. Вроде бы, все понятно, но...
Это может быть ситуация "16+16+16+16+16", а может быть и "60+15+3+1+1". Согласитесь, в данной ситуации речь идет о принципиально разном распределении "силы влияния" на рыночные процессы! Неплохим примером для иллюстрации недостатков индекса концентрации является
практический пример расчета индекса концентрации CR.
Таким образом, индекс концентрации необходимо использовать как некое дополнение к другим экономическим показателям или количество (n) компаний подбирать таким образом, чтобы объективно соответствовать структуре распределения сил на рынке.
Из-за недостатков, которые перечислены выше, индекс концентрации
не применяется как основной показатель. В США вместо него используется индекс
Херфиндаля-Хиршмана, а в Европейском Союзе - индекс (коэффициент) Линда.
Для целей же общей оценки ситуации, индекс концентрации (CR) весьма приемлем. Любой бизнес-план содержит описание "основных конкурентов" и рыночной доли, которая на них приходится. В периодической печати фраза "на Х% жителей страны приходится Y% доходов" также дает возможность вполне ясно представить ситуацию.