Товарооборот – термин, обозначающий объем продаж товаров торговой организацией (торговыми организациями) за определенный период.
Другие определения:
Товарооборот – это процесс обращения товаров.
Товарооборот – суммарный объем проданных (купленных) товаров в денежном выражении за определенный период
Товарооборот – выручка от продаж всех товаров в сфере товарного обращения
В целях классификации товарооборот разделяют на оптовый товарооборот и розничный товарооборот.
Розничный товарооборот
Розничный товарооборот – это объем продаж товаров конечным потребителям, то есть физическим лицам (населению), которые приобретают их для собственного потребления.
Также в состав розничного товарооборота включаются продажи за безналичный расчет из точек розничной сети, а также продажи продуктов учреждениям здравоохранения, социального обеспечения и образования (приказ Государственного комитета статистики Украины от 01.08.2006 г. N 369).
В состав розничного товарооборота не включаются продажи товаров с целью дальнейшей перепродажи, а также продажи товаров субъектам хозяйственной деятельности для использования в производственных целях. Также не включаются продажи обязательств на предоставление услуг, выраженных в денежной форме (карточек пополнения счета и т.д.) (приказ Государственного комитета статистики Украины от 03.10.2008 г. N 364)
Сумма розничного товарооборота определяется суммой реализации товаров на момент продажи (передачи) товаров независимо от сроков платежа.
Розничный товарооборот характеризует процесс, когда товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, то есть перестают быть предметом перепродажи и становятся предметом потребления.
Оптовый товарооборот – объем продаж товаров субъектам хозяйственной деятельности, которые приобретают их для последующей перепродажи или использования в производственной деятельности.
Важное замечание. Разделение товарооборота на розничный и оптовый является весьма условным. Не всегда у продавца есть возможность определить, для каких целей контрагент приобретает те или иные товары. Поэтому на практике разделение на «опт» и «розницу» продавцы делают в зависимости от количества приобретаемого товара. От чего и возникают термины «оптовая цена» и «розничная цена».
Классификация розничного товарооборота по элементам
Розничный товарооборот в целях маркетингового и статистического анализа может подразделяться:
По формам организации торговли:
- товарооборот стационарной торговой сети;
- оборот передвижной торговли;
- торговля по образцам и каталогам;
- торговля через интернет;
- торговля через телевизионные каналы.
По формам обслуживания:
- обычная форма обслуживания покупателей;
- самообслуживание;
- посылочная торговля;
- курьерская доставка.
Наконец, по формам оплаты:
- оплата за наличный расчет;
- оплата с помощью кредитных карточек и расчетных чеков;
- оплата по безналичному расчету;
- оплата с помощью денежных сертификатов и других форм денежных обязательств;
- реализация товаров в кредит и через систему лизинговых платежей.