ROIC (англ. Return On Invested Capital) - Коэффициент рентабельности инвестированного капитала - отношение чистой операционной прибыли компании после выплаты налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала.
Формула расчета в общем виде выглядит следующим образом:
ROIC = NOPLAT / InvestedCapital
где:
NOPLAT (Net Operating Profit Less Ajusted Taxes) - чистая операционная прибыль после вычета налогов;
Необходимо учесть, что числитель при расчете ROIC содержит расходы на уплату процентов, потому что в знаменателе учитывается только инвестированный капитал.
Замечания по применению показателя ROIC
Существенным недостатком ROIC является то, что он ничего не говорит о том, каким образом был получен доход. То есть это могла быть прибыль от операционной деятельности, а могла быть однократная операция, например, возникла курсовая разница от операций в иностранной валюте.
ROIC является индикатором, отражающим прошлую деятельность компании - как она работала в прошлом.
Показатель ROIC часто используется как индикатор способности компании генерировать добавленную стоимость по отношению к другим компаниям (бенчмаркинг). Высокий (относительно) уровень ROIC рассматривается как подтверждение силы компании и наличия сильного менеджмента. Тем не менее, к нему нужно относиться с особой осторожностью. Слишком сильная фокусировка на ROIC может также свидетельствовать и о плохом менеджменте, который занимается исключительно выжиманием прибыли, игнорируя возможности роста и разрушая стоимость компании в дальней перспективе.
Для оценки эффективности использования капитала следует сравнить прибыль на инвестированный капитал (ROIC), с его стоимостью (WACC).
Поскольку ROIC ( Return on Invested Capital ) является показателем, базирующимся на результатах финансовой отчетности, он "страдает" следующими недостатками:
- возможность манипуляций со стороны менеджмента
- подвержен влиянию со стороны учетной политики, и может меняться с ее изменением
- подвержен влиянию инфляции и изменению курсов валют.
См. также: ROE, ROCE,
ROI.