Рентабельность продаж (ROS)

Рентабельность продаж (по английски ROS - Return on Sales) - показатель, отражающий долю прибыли в общем объеме реализованных товаров или продукции.

Внимание. В отличие от большинства других показателей рентабельности, которые показывают прибыль по отношению к вложенным средствам, показатель рентабельности продаж является как бы "обратным". Он отражает, сколько денежных средств в объеме проданной продукции является прибылью предприятия. Также важно понимать, что этот показатель отражает не чистую прибыль предприятия, а прибыль именно от процесса продаж, то есть разницу между понесенными затратами, связанными с приобретением товаров, производством продукции или оказанием услуг и их продажной стоимостью. Стоит учесть, что желание отдельных авторов макимально приблизить показатель рентабельности продаж к показателям чистой прибыли приводит к некоторой вариантивности указываемых формул его расчета.

Обратите внимание. Важное отличие данного показателя от других показателей рентабельности также заключается в том, что он не учитывает объем капитала или оборотных средств, который необходим для генерации данного количества прибыли. Это позволяет осуществлять сравнение рентабельности продаж между предприятиями разного размера. Это очень удобно с целью анализа эффективности бизнеса.

Формула расчета показателя рентабельности продаж

Вариант 1

Показатель рентабельности продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации к объему реализации товаров.

Рентабельность Продаж = Прибыль / Объем Продаж

Разумеется, при вычислении значения показателя рентабельности продаж, необходимо освободить его значение от косвенных налогов. То есть вычесть НДС и все акцизные сборы.

В указанной выше интерпретации формулы полученное значение отражает маржинальную рентабельность продаж. То есть, для целей финансового анализа не учитываются расходы периода (административные, финансовые, на рекламу и т.д.)

В западной литературе данная формула приводится как

Operating Margin = Operating Income / Revenue

То есть отношение операционной прибыли к выручке, как и было указано выше.

Вариант 2

В стремлении приблизить показатель рентабельности продаж к финансовому результату, многие авторы приводят следующую интерпретацию формулы:

Рентабельность Продаж = Чистая прибыль / Объем продаж

Приведу эту же формулу, которая встречается в западных источниках:

ROS = Net Income / Sales

При этом Net Income поздразумевается "Before Interest and Tax" то есть до налогообложения и финансовых выплат акционерам. В этом случае в расчет входят все расходы периода.

С моей точки зрения, этот показатель является более обобщенным, при его вычислении "теряется" сама суть получения доходности именно от продаж. То есть у компании с высокими расходами периода и достаточно высокой маржой его вычисление не покажет данной особенности. Тем не менее, эта формула (вариант 2) применяется едва ли не чаще первой.


Спросить на форуме
Нужна информация!