Коэффициент удешевления

 Примечание. Для удобства пользователей статья сразу на двух языках.

Текст является идентичным, если Вы нашли ошибку - напишите об этом на форуме, я поправлю статью. То же самое касается любой статьи на данном сайте.

Содержание является адаптированным для начального понимания термина и максимально упрощено. Для более глубокого понимания данной темы рекомендую изучить понятие "технический уровень изделия", включая соответствующие ГОСТы, которые определяют его использование. Цель же данной статьи - объяснить смысл применения коэффициента удешевления изделия с точки зрения экономической теории и указать как на преимущества, так и недостатки методики ценообразования, основанной на предположении, что потребитель выбирает изделие, базируясь исключительно на его потребительских характеристиках.

Частично, Вы можете найти дополнительную информацию, относительно проблем применения математических алгоритмов, в  уроке "неоднозначная экономика". 

Обсуждения статей, размещенных на сайте и полемика по данному поводу администрацией сайта приветствуется. Для этого перейдите в соответствующий раздел форума.

Содержание.
Общая информация. Что такое коэффициент удешевления?
Почему коэффициент удешевления не работает?
Когда он работает?
Общая формула для применения.


Коэффициент удешевления - коэффициент, меньший единицы, применяющийся для установления цены на товар на конкурентном рынке сторонниками теории, согласно которой потребитель приобретает товар, обладающий совокупностью наилучших потребительских характеристик. Коефіцієнт здешевлення - коефіцієнт, менший одиниці, що застосовується для встановлення ціни на товар на конкурентному ринку прибічниками теорії, згідно якої споживач купує  товар, який має  сукупність найкращих споживчих характеристик.  
Методика данного ценообразования состоит в том, что для интересующего нас товара относительно товара конкурента вычисляется некий композитный индекс совокупности потребительских свойств (технический уровень изделия). При этом, сторонники данной теории предполагают, что если наш товар, например, лучше, и  технический уровень нашего изделия, например 1,2 , то и цена должна быть на 20% выше. Но, если пользоваться этой же самой теорией, то для потребителя данная ситуация будет равновесной, то есть не будет никаких причин предпочесть наш товар. Поэтому, чтобы склонить потребителя в сторону именно "нашего" товара, применяют "коэффициент удешевления", то есть искусственно сдвигают соотношение цена/качество в выгодную для нас сторону. Методика даного ціноутворення полягає в тому, що для товару, що цікавить нас, відносно товару конкурента обчислюється якийсь композитний індекс сукупності споживчих властивостей (технічний рівень виробу). При цьому, прибічники даної теорії передбачають, що якщо наш товар, наприклад, краще, і технічний рівень нашого виробу, наприклад 1,2, то і ціна має бути на 20% вище. Але, якщо користуватися цією ж самою теорією, то для споживача дана ситуація буде рівноважною, тобто не буде жодних причин віддати перевагу нашому товару. Тому, щоб схилити споживача убік іменно "нашого" товару, застосовують "коефіцієнт здешевлення", тобто штучно зрушують співвідношення ціна/якість у вигідну для нас сторону.


Почему коэффициент удешевления не работает?

К сожалению, а может быть к счастью, человеческое мышление отличается от логики робота. Поэтому практическое применение данной теории многократно доказывало ее несостоятельность. Любой маркетолог, специалист по продажам может привести множество примеров, когда нехитрые маркетинговые приемы склоняют потребителей к приобретению более дорогих и менее совершенных товаров. И приемы эти лежат не в области логики, а в области психологии.  На жаль, а може бути на щастя, людське мислення відрізняється від логіки робота. Тому практичне вживання даної теорії багато разів доводило її неспроможність. Будь-який маркетолог, фахівець з продажів, може привести безліч прикладів, коли нехитрі маркетингові прийоми схиляють споживачів до придбання дорожчих і менш досконаліших товарів. І прийоми ці лежать не в області логіки, а в області психології.
Чтобы было более понятно, приведу такой наглядный пример: если бы все потребители были полностью осведомлены о технических характеристиках смартфонов, то ни один iPhone 5 не должен был бы быть продан вообще! На тот момент и Samsung и HTC предлагали устройства, которые в техническом плане были более совершенны, а цена на них значительно ниже. Как это повлияло на потребителей, стоявших в очереди за приобретением этого устройства? Да никак. Щоб було зрозуміліше, наведу такий наочний приклад: якби всі споживачі були повністю обізнані про технічні характеристики смартфонів, то жоден iphone 5 не мав би бути проданий взагалі! На той момент і Samsung і HTC пропонували пристрої, які в технічному плані були досконаліші, а ціна на них значно нижча. Як це вплинуло на споживачів, що стояли в черзі за придбанням цього пристрою? Та ніяк.

Подробнее об этом смотрите в моем уроке "неоднозначная экономика".

Когда коэффициент удешевления работает?

Однако, есть сфера, в которой соотношению цена/качество и индексу конкурентоспособности изделия следует уделять пристальное внимание. Это - сфера B2B (business to business). Если речь идет о крупных суммах по сделке, то для подтверждения целесообразности расходования больших средств, обычно обращаются к собственным или внешним аналитикам. И вот именно в этой ситуации в игру вступают математические формулы! В таком случае технические характеристики изделия и их соотношение начинают играть ведущую роль. Проте, є сфера, в якій співвідношенню ціна/якість і індексу конкурентоспроможності виробу слід приділяти пильну увагу. Це - сфера B2B (business to business). Якщо йдеться про крупних сумах по операції, то для підтвердження доцільності витрачання великих коштів, зазвичай звертаються до власних або зовнішніх аналітиків. І ось саме в цій ситуації в гру вступають математичні формули! У такому разі технічні характеристики виробу і їх співвідношення починають грати ведучу роль.
Следует заметить, что и в данном случае производители часто идут на различные уловки. Например, продажа дорогих технических устройств по заведомо низкой цене, иногда даже ниже себестоимости, но крайне высокие цены на техническое обслуживание и расходные материалы. По аналогии, хочу привести пример со струйными принтерами на потребительском рынке. Вы можете приобрести данное устройство по цене, которая вряд ли покрывает затраты производителя, но за каждую единицу расходных материалов, которая стоит несколько центов, вынуждены платить весьма внушительную сумму. Слід зауважити, що і в даному випадку виробники часто йдуть на різні прийоми. Наприклад, продаж дорогих технічних пристроїв за свідомо низькою ціною, інколи навіть нижче за собівартість, але украй високі ціни на технічне обслуговування і витратні матеріали. Аналогічно, хочу навести приклад із струминними принтерами на споживчому ринку.  Ви можете придбати даний пристрій за ціною, яка навряд чи покриває витрати виробника, але за кожну одиницю витратних матеріалів, яка коштує декілька центів, вимушені платити вельми значну суму.

Применение формулы коэффициента удешевления

В общем случае, формула ценообразования с применением коэффициента удешевления выглядит так:
Цт = Цк · Кту · Ку, где

Цт - теоретическая цена на изделие, которую следует назначить согласно теории потребительских предпочтений, основанных на технических характеристиках изделия

Цк - цена изделия конкурента, которое сравнивалось с "нашим" изделием

Кту - коэффициент технического уровня изделия, вычисленный по отношению к изделию конкурента, представляет собой композитный индекс всех его технических характеристик

Ку - коэффициент удешевления изделия, который и рассматривался мной в данной статье.

У загальному випадку, формула ціноутворення із застосуванням коефіцієнта здешевлення виглядає так:

Цт = Цк · Кту · Ку, де

Цт - теоретична ціна на виріб, яку слід призначити згідно теорії споживчих переваг, заснованих на технічних характеристиках виробу

Цк - ціна виробу конкурента, який порівнювався з "нашим" виробом 

Кту - коефіцієнт технічного рівня виробу, обчислений по відношенню до виробу конкурента, як композитний індекс всіх його технічних характеристик

Ку - коефіцієнт здешевлення виробу, який і розглядався мною в даній статті.



Спросить на форуме
Нужна информация!