Риск и бизнес. Тед Тернер



11-03-2009

Риск и бизнес. Тед Тернер

Риск всегда сопряжен с неизвестностью. Люди, которые органично чувствуют себя в неопределенных ситуациях, отличаются уверенностью в себе и высокой самооценкой. Они чувствуют себя в безопасности в незнакомой обстановке. Дети, которых растят сверхзаботливыв родители, не любят рисковать. Они боятся неизвестности. А тем временем, служащие, которые никогда не были близки к поражению, не смогут эффективно действовать в областях высокого риска, таких как инновации и предпринимательство.

Профессиональные учебники определяют предпринимательство как синоним риска. Это подтверждают последние исследования, пришедшие к выводу, что самых выдающихся успехов добиваются рискующие предприниматели. "Они самые преуспевающие люди. Они эффективно исполняют свою работу, лидируют в своей области и достигают самых высоких руководящих постов. Они также достигают самых высоких доходов и уровней прибыли, напрягаясь при этом меньше других" ("Пипл", 1982). Это неудивительно, поскольку никто и никогда - ни в жизни, ни в бизнесе не достигает ничего, не пойдя наперекор общепринятым взглядам. Прогулка на заднем дворе не особо стимулирует, хотя и безопасна. Пикирование в небе и восхождение в горы впечатляет намного больше, но и степень риска возрастает во много раз.

Тед Тернер олицетворяет настоящего рискующего бизнесмена. В 1970 он рискнул свои бизнесом рекламных объявлений для поддержания убыточной телевизионной станции "Ти-Би-Эс", вещавшей в дециметровом диапазоне. Затем он рискнул станцией для финансирования "Атланта Брэйвз" и "Атланта Хоукс". Позже, он рискнул целой организацией, стоившей 100 млн. дол. для того, чтобы создать "Си-Эн-Эн": Вновь Тернер рисковал всем, когда попытался финансировать "Си-Би-Эо и чуть не потерпел крах в ставшем впоследствии чрезвычайно успешным проекте "Эм-Джи-Эм". Для большинства его служащих, средств массовой информации и семьи подобный риск был очень значительным. Для Теда он не был чрезмерен, поскольку в ею понимании бездействие - больший риск. По его словам: "Ты должен пользоваться шансами и подстегивать себя, потому что у тебя нет в запасе пятидесяти или ста лет для того, чтобы построить финансовую базу, такую, как у "Тайм" или "Си-Би-Эс"." Друг семьи, Ирвин Мэйо, характеризовал Тернера: -"Тед всегда будет бросать кости, все больше, больше, больше. Даже в юности он часто преступал дозволенные пределы".

Хелен Келлер говорит: "Жизнь - это либо ежедневные приключения, либо ничто". Исследователь психологии "искателей приключений" Фрэнк Ферли обнаружил, что "искатели приключений с "большим Т" (высоким уровнем тестостерона), рискуют и ищут приключений ради возбуждения, которое обретают, сотворяя что-то". Их принцип - сначала прыгнуть, а потом посмотреть. Для них риск выглядит рациональным и просчитанным, тогда как другие воспринимают его как в высшей степени спекулятивное и опасное предприятие. Поэтому, риск - это категория, зависящая от личного восприятия. Исследования показали, что искатели приключений, совершающие восхождение на Маттерхорн, испытывают меньше беспокойства, чем обычный пешеход на Манхеттене. Альпинист рационально анализирует весь потенциальный риск и возможные опасности и поэтому очень тщательно планирует каждое свое действие. У пешехода на Манхеттене такого плана нет - он находится в зависимости от окружающей обстановки - водителей такси, автобусов, других пешеходов и велосипедистов. И даже использование пешеходом всех своих навыков не дает такой же степени безопасности, какую имеет опытный скалолаз, планирующий каждое свое действие.

Предприниматели и инноваторы умеют позитивно использовать то, что перестраховщики называют "рискованными возможностями". Проведенное в 1984 году исследование психологических мотиваций показало, что достигшие успеха предприниматели "имеют тенденцию испытывать возбуждение, сродни наркотическому. У них азартная кровь... Страх перед поражениями не парализует предпринимателей, как это происходит с другими типами людей". У Теда Тернера был образ мышления игрока, также как и у Билла Лира, Билла Гейтса и у большинства других личностей, рассмотренных в этой книге. Тернер всегда жил на краю. Когда у него спрашивали почему, он отвечал: "Лучший совет - никогда ничего не делать. У вас никогда не будет неприятностей, если вы ничего не будете делать. Но, в таком случае вы ничего и не достигнете. Слабый сердцем никогда не завоюет прекрасной дамы" (Виттмор, 1990).

"Веди, следуй или уйди с дороги", - это жизненное кредо Теда Тернера как в бизнесе, так и в личной жизни. Это также заголовок его биографии, написанной Кристианом Уильямсом в 1981 году. Проникнуть в психологию Тернера Вильямсу помог тот эпизод из жизни Теда, когда он в качестве члена команды "Тенешос" ("Упорные") участвовал в трагической регате "Фастнет Рэйс" и стал победителем в 1979 году. Тернер вышел за рамки здравого смысла и подверг опасности свою жизнь и жизни членов своей команды, подняв все паруса в самом сердце шторма. Две трети лодок были потеряны. Он отказывался уступать стихии и мчался на всех парусах к финишу, несмотря на угрожающий жизни людей ветер, который уже погубил пятнадцать человек. Однако для Теда Тернера риск не был неодолимым испытанием на пути к достижению дели.

Тернер изменил лицо телевидения, следуя своему девизу "Веди, следуй или уйди с дороги". Это никогда не было более очевидным, чем в случае, когда он предъявил ультиматум операторам кабельного телевидения, которые колебались в вопросе присоединения к нему в трудные дни запуска "Си-Эн-Эн". Кончилось тем, что Тернер стал работать без операторов кабельного телевидения, потому что его нетерпение и стремительность не могли смириться с их нерешительностью. Они считали "Си-Эн-Эн" большим риском. Тернер считал это еще одним просчитанным шахматным ходом на пути к доминированию в телевещательвых средствах массовой информации. Время доказало, что его риск был оправдан. Всего лишь через пятнадцать лет Тед стал Великим Моголом средств массовой информации, что побудило "Тайме" назвать его "Человеком года-1991".

Был ли Тернер предуготован в создатели первой вещательной станции спутникового кабельного телевидения, или первой сети кабельных круглосуточных новостей? Ни в коем случае. Он был скромным оператором, обладал относительно небольшими ресурсами для того, чтобы вступить в игру с высокими ставками и, кроме того, не имел абсолютно никакого опыта в индустрии телевизионных новостей. Однако Тед Тернер не знал, что не может этого сделать и потому смог. Он знал недостаточно для того, чтобы испугаться и не особенно прислушивался к предсказаниям экспертов. Он превратил обанкротившуюся станцию в Атланте в Суперстанцию, "Чикн Нуддл Нетворк" ("Си-Эн-Эн") - четвертое громкое имя в Соединенных Штатах, а погребенную в запасниках видеотеку "Эм-Джи-Эм" - в сенсационное еженедельное шоу кабельной станции "Телесеть Тернера".

Ирония судьбы в том, что этот добившийся исключительного успеха на ТВ человек, по его собственным словам, ненавидит телевидение - он не провел и сотни часов за телевизором до того, как запустил свою Суперстанцию. Основные телевизионные сети - "Эй-Би-Си", "Си-Би-Эс" и "Эн-Би-Си" - в те дни имели годовой бюджет от 100 млн. до 150 млн. дол. для производства тридцатиминутных новостей, вещаемых шесть дней в неделю. Все состоящие Тернера в то время составляло 100 млн. дол., включая -"Атланта Брэйвз" ("Смельчаки Атланты"), "Атланта Хоукс" ("Ястребы Атланты"), телестанцию "Шарлотт", радиостанцию "Атланта" и Суперстанцию. На заре своего существования "Си-Эн-Эм" была в сто раз меньше ведущих телесетей. Через десять лет они лишь вдвое превышали ее размеры. Тернер утверждает, что обгонит их к концу века.

Тернер понимал, что ему не выдержать долгого состязания с другими телесетями из-за недостатка ресурсов. Этот фактор стал движущей силой его мании к приобретениям. Он пытался получить уникальный программный материал и время для того, чтобы выдерживать конкуренцию с акулами новостей. Его служащие, промышленные лидеры и консультанты говорили, что он сошел с ума. Они не верили, что он выдержит конкуренцию. Хенк Виттмор писал о запуске "Си-Эн-Эн" в книге "Си-Эн-Эн - изнутри": "Для многих его служащих этот шаг был близок к безумию, действиям сумасшедшего". Ближайшие соратники советовали ему забыть об этом. Терри Мактьюрк, один из его вице-президентов, вспоминает момент интроспекции у Тернера незадолго до запуска "Си-Эн-Эн": "Неужели я и впрямь сумасшедший? Зачем я это делаю? Я начинаю это дело, имея 100 млн. дол.! Неужели я полностью потерял рассудок?" Но это состояние было недолгим, и он двинулся вперед к страстно желаемой цели в неподражаемом стиле настоящего дальновидного предпринимателя. Он создал одну из самых великих инноваций в индустрии телевещания, подобной которой не происходило с момента создания телевидения. Его успех поверг в шок экспертов. Они неоднократно предрекали ему поражение и заставили Теда прилагать весь свой дар убеждения для того, чтобы люди начали вкладывать деньги в "Си-Эн-Эн".

Дж. Кристофер Берне из "Вашингтон Пост" был одним из его основных критиков. Он предрекал скорый коллапс "Си-Эн-Эн", потому что считал, что новости - это дело исключительно сетей телевещания: Причина, по которой Тед Тернер решил зайти так далеко в том, что он делает, состоит в том, что он, пожалуй, не понимает проблемы. Он вообще не уделяет ей внимания. Кабельная индустрия высказывает сомнения в том, что Тернер вообще понимает, что не сможет выйти невредимым, после того как связался со сложной системой новостных программ (Виттмор, 1990). Тед был настолько раздражен, что решил послать Бернсу мертвую ворону и вилку в качестве подарка после запуска 1 июня 1980 года. Однако его приближенные убедили его отпраздновать победу менее агрессивно, что было не так то просто, учитывая боевую натуру Тернера. Запуск спутника "Сэтком-1", произведенный "Эр-Си-Эй" в 1975 году был технологическим прорывом и определил помыслы и усилия Тернера на следующие пятнадцать лет. Тед увидел многочисленные возможности вещания телепрограмм при помощи этого нового передающего средства. Эти возможности были упущены большинством телевизионных руководителей, или же они просто побоялись встать на путь инноваций. Стремление к доминированию на региональном телевидении определило покупку им бейсбольной и баскетбольной команд и, позднее, видеотеки фильмов "Эм-Джи-Эм". Тернер смотрел далеко вперед, в свойственном ему стиле дальновидного инноватора, тогда как эксперты сосредоточили свое внимание на прошлом и настоящем. Он предвидел великое будущее в то время, как они защищали безопасное настоящее. Первая инновация Тернера - создание Суперстанции - была ориентирована на достижение сельских регионов, которые обычно игнорировали телесети. Эта стратегия была началом его изменчивой и противоречивой карьеры в индустрии телевещания.

Телевещательное сообщество сочло Тернера опасным человеком, за которым нужно присматривать с того момента, как он посягнул на святыни их сферы деятельности. Затем он привел в ярость и лидеров других отраслей, интересы которых были затронуты в программах его Суперстанции. Голливуд считал его новым Робин Гудом, который воровал их потенциальных клиентов и давал зрителям кабельного телевидения возможность "бесплатного" просмотра фильмов. Владельцы телесетей называли его предателем с того момента, как он проигнорировал лицензионные стандарты телевидения. Он завоевывал их исконные рынки. Владельцы бейсбольных и баскетбольных команд чувствовали, что он вторгся в их владения, начав трансляции матчей своих команд в их городах. Но все же Теду удалось найти много друзей среди зрителей, предлагая им новые дешевые развлекательные программы. Его "созидательное разрушение" было направлено на улучшение общества, даже несмотря на то, что против него восстали легионы врагов, представлявших индустрии телевещания и развлечений.
Джин Ландрам
"13 мужчин, которые изменили мир"

Возврат к списку

(Голосов: 9, Рейтинг: 4.01)

Материалы по теме:


array_values(): Argument #1 ($array) must be of type array, null given