SKU - Stock Keeping Unit

SKU (stock keeping unit) - единица складской наличности. Фактически - это ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной размерности, емкости, цвета и т.д.). Это отличие, которое выделяет товар.

Пример. Например, в магазине есть 10 тонн сахара. Они получены от двух производителей. Из них  каждый поставил часть в упаковке по 2 кг, часть в упаковке 1 кг и часть в быстрорастворимых кубиках по 500 г. Два производителя имеющих по три вида ассортиментных позиций в результате дадут нам 6 SKU.  

SKU не всегда ассоциируется с физическим товаром, являясь скорее идентификатором сущности (товара, услуги), представляемой к оплате. Срочная доставка, членские взносы, плата за соединение - нематериальны, но могут иметь свои коды SKU, если по ним выставляется счет. 

Таким образом, для предприятия, которое производит товары или оказывает услуги, количество SKU - это количество видов товаров или услуг, которое оно может предложить потребителю.  Необходимость выделения отдельных позиций (видов) товаров и услуг оправдывает себя в решении задач последующего анализа предпочтений потребителей, определения структуры спроса и т.д. Результатом оптимизации ассортимента (как отдельных товарных позиций так и видов услуг) может являться весьма значительный рост продаж при, казалось бы, одинаковом наполнении прилавков.

Для предприятия, которое продает товары, количество SKU - это количество обособленных, отличающихся друг от друга товаров. Например, подсолнечное масло в одинаковой упаковке по 1 л но от разных производителей или наоборот, от одного производителя, но в разных упаковках - это разные SKU  

SKU как основа ассортиментной политики


Существуют такие торговые точки, в которых большое количество SKU, доступных покупателю, является обязательным условием успеха, например, аптека, книжный магазин, автозапчасти, канцелярские принадлежности. То есть, даже если покупатель относительно точно представляет, что он собирается приобрести, то все равно он будет склонен посетить торговую точку с бОльшим количеством SKU.

Одна известная сеть по продаже средств мобильной связи попыталась создать торговые точки малой площади, наполнив их исключительно ходовыми моделями мобильных телефонов. Через некоторое время от большинства из них пришлось отказаться. Выяснилось, что, несмотря на то, что покупатель все равно купит ходовую модель, он психологически хочет иметь возможность выбора, чтобы убедить себя в оптимальности покупки. Покупатели же дорогих моделей вообще, как правило, не посещают торговые точки с ограниченным ассортиментом телефонов.

Каждая SKU (номенклатурная позиция) является объектом управления запасами для предприятия. Организовать управление запасами означает организовать управление запасами по каждой SKU. Общеизвестно, что, несмотря на наличие в торговой точке большого количества SKU, наибольший объем продаж приходится примерно на 20% от общего количества номенклатурных единиц. Поэтому SKU классифицируют по группам. Для этого проводят ABC-анализ а также XYZ-анализ. На основании полученных результатов принимают решение по стратегии управления запасами по каждой из сформированных групп SKU.

Известен также эффект перенасыщенности SKU для производителей. При превышении некоторого порога количества SKU прибыльность бизнеса падает из-за роста издержек по управлению производством и производственными запасами в геометрической прогрессии. В этом случае производители "оптимизируют" свой ассортимент.
 
В 2000 году компания "Нидан" выпустила сок под брендом «Чемпион». Ассортиментная линейка включала 27 SKU.  Совершенно  естественно, что возникла большая разница в объемах продаж по разным SKU. Но по каждой позиции все равно возникают затраты на логистику, мерчандайзинг и т.д. Поскольку российские ритейлеры берут плату с производителей за присутствие на полках супермаркетов, выложить все 27 SKU на полки получалось очень дорого. Сейчас ассортиментная линейка соков «Чемпион» включает в себя 10 наименований.

При формировании ассортиментной политики предприятие обязательно учитывает особенности канала сбыта, через который продвигается его продукция. Поэтому при планировании все SKU классифицируются самим предприятием на:
  • Приоритетные (спрос на данные позиции значительно, иногда в разы выше, чем на остальные)
  • Основные (стабильно высокий спрос на данные SKU обеспечивает устойчивые продажи)
  • Дополнительные
Данная классификация является условной. То есть предприятие на свое усмотрение может использовать собственную, отличную от приведенной классификацию собственных SKU. Также следует учесть, что принадлежность к определенной группе каждой ассортиментной позиции является разной в разных каналах товародвижения.

SKU в финансовом и складском учете

В практике работы предприятия систематизация имеющихся в его распоряжении товарно-материальных ценностей также имеет принципиальное значение. Например, среднее промышленное предприятие использует в своей работе десятки тысяч ассортиментных позиций (SKU). Это означает, что управление поставками такого количества SKU и поддержание запасов на необходимом уровне является сложнейшей логистической задачей. То есть все эти SKU должны быть систематизированы, по каждой из позиций должен производиться контроль остатков.

Однако, в процессе практической работы задача еще более усложняется. Дело в том, что некоторые "особенно правильные" бухгалтера переносят из накладных на поставляемые товары в справочник ТМЦ предприятия тот текст, который написан в накладной поставщика. В результате на складе предприятия вместо одной SKU "Болт М16 ГОСТ 7798-70" появляются: "М16 болт", "Болт М16" и т.д. В результате на остатках предприятия количество SKU увеличивается в несколько раз по сравнению с реальным. Это принципиально затрудняет поиск необходимой номенклатуры и приводит к излишнему увеличению поставок. В нашем примере при тысячах номенклатурных позиций (SKU) службе снабжения практически невозможно определить, что одно и то же изделие хранится на разных складах и с разной маркировкой.

Следствием такой ситуации практически всегда являются:
  • Появление неликвидов на складах и в цехах
  • Излишние поставки
  • Сверхнормативные запасы
  • Несоответствие системы учета остатков в разрезе SKU и технической документации предприятия
Поэтому на каждом предприятии с целью минимизации складских остатков должна быть создана единая система кодирования ТМЦ, которая обеспечивает кодификацию каждой поставляемой на предприятие SKU одним, единственно определенным способом.

SKU в планировании

В условиях планирования производства и продаж. Рациональное управление остатками по номенклатурным позициям (SKU) имеет очень важное значение. Правильно построенная система способна экономить предприятию огромные средства, и наоборот, ошибки или нечеткое управление остатками по каждому SKU способны "заморозить" на складских остатках огромные деньги.

Как уже указывалось выше, дублирование одних и тех же SKU как разных номенклатурных позиций в учете, может приводить к избыточным закупкам, то же самое касается ошибок в планировании. Также необходимо учитывать еще одну особенность. Предположим, что у нас на складе готовой продукции (товаров) есть SKU "A", SKU "B" и SKU "C". При чем,  SKU "C" это комплект, который представляет собой 2хА и 1хВ . Если информационная система, используемая при планировании, несовершенна, она может при достаточном количестве на складе исходных SKU "A" и SKU "B", в момент планирования реализации по SKU "C" включить в план производства полный цикл изготовления по номенклатурным позиция А и В. На самом деле, необходима была лишь операция комплектации по SKU A и B.

В результате, на складе готовой продукции могут скапливаться гигантские материальные ресурсы. Поэтому при построении системы планирования необходимо учитывать все возможные нюансы управления номенклатурными остатками (SKU).

См. также Фэйсинг. Построение системы управления запасами.

Спросить на форуме
Нужна информация!