|
Управленческий учет против предпринимателей
13-04-2013
Управленческий учет против предпринимателейНе стоит рассказывать, что среди людей, которые начали собственный бизнес или управляют чужим в качестве руководителей, лишь небольшая часть знакома с бухгалтерским учетом. Поэтому, чтобы управлять предприятием, они "изобретают" свой, который называют "управленческим". А поскольку учет "управленческий", то правила можно придумать свои, собственные... Процесс деятельности предприятия - это цепочка простых хозяйственных операций. Каждую из них можно по-разному интерпретировать, в зависимости от того, под каким углом рассматривать ситуацию. Предположим, что мы купили картину в офис. Это бесполезно потраченные деньги? А если это картина Пикассо? Теперь эта сделка очень похожа на хорошую инвестицию, не правда ли? Профессиональные финансисты, разумеется, знают о таких особенностях фиксации событий финансовой деятельности предприятия и давным давно договорились о правилах фиксации хозяйственных операций, которые называются Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО). Обратите внимание, что в этой аббревиатуре нет ни слова про "бухгалтерский учет" (!). Более того, если Вам доведется сдавать экзамен на получение сертификата по МСФО, неожиданно окажется, что частью обязательного объема знаний является знание... управленческого учета на предприятии. Управленческий учет часто выступает в роли велосипеда, который большинство предпринимателей и владельцев отечественного бизнеса пытаются изобрести. Если задать им вопрос, в чем же конкретно выражаются отличия между "бухгалтерским" и "управленческим", то в 90% мы выясним, что это - момент признания факта получения прибыли. Одни считают, что прибыль возникает, когда деньги за товар зашли на расчетный счет, другие - когда товар отгружен, третьи - когда продукция произведена и готова к продаже. Кто из них прав? Для ответа на этот вопрос посмотрим на графическое изображение (см. ниже) ситуации с очень простой сделкой по продаже партии товаров в количестве 1000 штук. В какой момент наше предприятие должно зафиксировать прибыль? Представьте себе, что мы говорим о "собственном управленческом учете". Вы тут же уверенно покажете на один из этапов и скажете, нечто вроде "а как же по-другому?". На самом деле, ответ на этот вопрос напрямую зависит от условий деятельности предприятия, о котором идет речь... В условиях, когда предприятие является монополистом, или спрос на товар превышает предложение, предприятие понимает, что главное - произвести товар в как можно большем количестве, поскольку уже стоит очередь из покупателей, готовых приобрести продукцию предприятия. Классическим примером можно считать советские предприятия - полностью дефицитная экономика считала успешность предприятия по факту производства как можно большего количества продукции. Если покупатель нашей продукции - надежная организация, то признать прибыль можно уже по факту отгрузки. То, что с нами рассчитаются - сомнению не подлежит. Представьте себе, что Вы выступаете поставщиком для крупной международной компании, которая заключила с Вами годовой контракт. Основная задача для предприятия в данном случае - выполнить обязательства по своевременной поставке продукции. То, что поставки будут оплачены, сомнений не вызывает. Если предприятие работает с ненадежными контрагентами или собственник планирует постоянное изъятие денежных средств из бизнеса, этапом фиксации прибыли должно быть фактическое поступление денежных средств от покупателей. Такой взгляд на прибыль обычно "исповедуют" малые предприятия или предприятия, у которых собственники постоянно изымают прибыль. Принципы (правила) интерпретации событий хозяйственной деятельности называются учетной политикой. (По этой ссылке можете перейти, чтобы почитать про учетную политику более детально). Для целей данной статьи, хочу лишь указать, что владельцы бизнеса формируют принципы своей учетной политики, по большей части, интуитивно, обычно не слишком задумываясь про их соответствие реальности. Впрочем, по моему личному опыту, многие из них постепенно трансформируют свое видение и получают вполне приемлемые результаты. Мы же пытаемся определить, какая же учетная политика предпочтительней. Только что мы выяснили, что момент признания прибыли сильно зависит от условий, в которых работает предприятие. Попробуем определить, как влияет учетная политика на величину прибыли, которая будет признана предприятием. Представим себе процесс производства и продажи 1000 единиц продукции. Каждая единица при затратах на ее производство 50 денежных единиц приносит в результате продажи 100 единиц. То есть 50 денежных единиц прибыли. Разобьем процесс на этапы:
Результаты расчетов сведем в одну таблицу.
Как видно из таблицы, сумма прибыли, посчитанной по разным методикам, в итоге оказывается одинаковой. Несмотря на разные моменты признания, в итоге мы получаем те же самые пятьдесят тысяч. При подробном рассмотрении разных учетных политик (если они сформированы правильно) оказывается, что какую бы методику исчисления прибыли предприниматель (акционер) не придумал, в конце концов результат будет одинаковым. Прибыль может быть признана раньше или позже, но по закрытию сделки результат будет тем же самым. Секрет заключается в самом примере, который взят для расчета - вся хозяйственная операция по производству и продаже продукции взята "от начала и до конца". Но как будет выглядеть наше представление о финансовой ситуации, если мы "на середине пути"? Вот тут нас и подстерегает серьезная опасность. Каждая из учетных политик отражает особенности работы предприятия в конкретных условиях. И если она выбрана неверно - результаты управленческого учета будут подталкивать нас к ошибочным управленческим решениям. Хочу поделиться примером из реальной жизни, когда ошибочно выбранная учетная политика привела к значительному вымыванию оборотных средств предприятия. Не раскрывая ни конкретных цифр, ни времени, ни места действия, опишу лишь суть возникшей ситуации...
Материалы по теме:
Статьи
Новости сайта
Энциклопедия
array_values(): Argument #1 ($array) must be of type array, null given |
||||||