Память не есть что-то специально школьное. Памятью обладают все люди, даже если они никогда не учились в школе и не читали ни одной книги. Это - непроизвольная память. Важное для нас мы запоминаем без всяких усилий, без всякого заучивания, без всякой работы.
В школе же необходимо запоминать многое такое, что само собой не запомнится: нужна волевая память, память по принуждению, нужны специальные усилия, работа по запоминанию. Какими должны быть эти усилия? Что надо делать?
Одно совершенно ясно: действовать надо только согласии с природой памяти. Всякая попытка действовать против природы, в конце концов, приведет лишь к тому, что придется вздохнуть и пожаловаться : "У меня плохая память!". Но нелепо сажать дерево корнями вверх, а потом жаловаться на плохую почву!
Учить, не стараясь выучить, учить без цели, без желания - пустое занятие, глупая затрата сил и времени. Память изо всех сил сопротивляется, ей не нужно то, что мы учим, - а вдалбливаем, вдалбливаем. Может ли быть более глупый способ заниматься?
Это доказано и в опытах психологов. Испытуемых просили выучить наизусть ряд бессмысленных слогов и записывали, сколько повторений для этого потребовалось. Потом старались как-то заинтересовать их в работе: устраивали соревнования или обещали награду. И люди с той же самой памятью нужно было чуть ли не вдвое меньше повторений для заучивания таких же бессмысленных слогов.
Интересно, что многие ребята на своем опыте открыли этот закон и научились пользоваться им. Они старались мысленно поставить себя в такое положение, в котором сегодняшний урок крайне необходим, - и с разу обострялась память, и сразу становилось легче учить даже самый ненавистный урок.
Психологи считают, что чем меньше мнемоническое, то есть "запоминательное", правило связано с предметом запоминания, тем лучше оно удерживается в памяти. Другими словами, не хочешь, да запомнишь. Например:
1. Цвета радуги. Почти все знают мнемоническую фразу для запоминания порядка цветов в радуге: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан", - красны, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Во Франции есть своя фраза:" Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь".
2. Число "пи". Один из школьников из Кривого Рога придумал: "Чтобы нам не ошибаться, надо правильно прочесть - 3, 14, 15, 92 и 6"
3. Порядок расположения планет. Кто запомнит фразу: "Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий", тот никогда не ошибётся в порядке расположения планет Солнечной системы: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера, Меркурий.