В кабинах космических кораблей и даже в скафандрах космонавтов создают специальные вентиляционные системы.
В состоянии невесомости отсутствует явление конвекции, поэтому выдыхаемый воздух остается возле лица, и во время следующего вдоха он снова будет попадать в легкие, но уж насыщенный углекислым газом. С каждым последующим вдохом человек будет получать все больше и больше углекислого газа, и это может привести к самоотравлению. Вентиляция корабля и скафандра предохраняет также космонавтов от перегрева их организмов собственным теплом.
А в каком положении тела относительно направления движения космического корабля космонавтам легче переносить перегрузки, которые возникают во время выхода корабля на орбиту и во время возвращения его на Землю? Наилучшее положение – горизонтальное или полулежащее, перпендикулярное направления движения корабля. В таком положении и опорно-двигательная, и кровеносная системы меньше всего поддаются действию перегрузок, так как ширина туловища намного меньше длины тела. Если бы положение большей оси тела совпадало с направлением полета, тогда даже незначительные перегрузки останавливали бы движение крови к головному мозгу, а от ног и туловища она не поднималась бы к сердцу.
|
У кабінах космічних кораблів, і навіть у скафандрах космонавтів створюють спеціальні вентиляційні системи.
У стані невагомості відсутнє явище конвекції, тому видихуване повітря залишається біля обличчя, і під час наступного вдиху він знову буде потрапляти в легені, але вже насичений вуглекислим газом. З кожним наступним вдихом людина буде отримувати все більше і більше вуглекислого газу, і це може призвести до самоотруєння. Вентиляція корабля і скафандра охороняє також космонавтів від перегріву їх організмів власним теплом.
А в якому положенні тіла відносно напрямку руху космічного корабля космонавтам легше переносити перевантаження, які виникають під час виходу корабля на орбіту і під час повернення його на Землю? Найкраще положення – горизонтальне або напівлежаче, перпендикулярний до напрямку руху корабля. У такому положенні і опорно-рухова, кровоносна системи найменше піддаються дії перевантажень, так як ширина тулуба набагато менше довжини тіла. Якщо б становище більшої осі тіла збігалося з напрямком польоту, тоді навіть незначні перевантаження зупиняли б рух крові до головного мозку, а від ніг і тулуба вона не піднімалася б до серця.
|