Список предметов
Рынок. Понятие и функции рынка
13 / 53
Развернуть структуру обучения Свернуть структуру обучения

Рынок. Понятие рынка и причины его появления


Рынок - это абстрактное экономическое понятие, описывающее общественный институт, сводящий продавцов и покупателей товара или услуги., который может принимать различные формы их отношений. Рынок представляет собой совокупность процессов обмена (обращения), в которой осуществляется связь между участниками общественного производства (производителей и потребителей) в форме купли-продажи.

Определения понятия рынок

Рынок – система экономических отношений, которая связана с производством, потреблением, обращением и распределением экономических благ.

Рынок – механизм товарно-денежных отношений, который связывает покупателей и продавцов. 

Рынок – место, где осуществляется купля - продажа. Рынку присущи определенные законы и закономерности. 

Рынок развивается вместе с товарным производством.

Субъекты и объекты рынка

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. При более детальном рассмотрении, к этой категории можно отнести также посредников (агентов) и брокеров.

Объектами рынка являются товары и услуги. 

Признаки свободного рынка и его функции

Признаки свободного рынка:

Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, какой объем, вид, товара ему производить.

Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, какой товар и в каком количестве он хочет купить.

Нерегулируемая цена. Цены на рынке зависят от спроса и предложения.

Функции рынка:

Функция ценообразования. В результате взаимодействия потребителей и производителей формируется цена. Она зависит от спроса и предложения.

- Стимулирующая функция. Благодаря наличию рыночных механизмов, в результате действия которых наибольшую выгоду получает участник рынка, предлагающий наиболее востребованные товары и услуги, а также производитель, затраты которого на производство меньше, чем у конкурентов, рыночные отношения побуждают участников постоянно искать экономические выгоды, развивать производство, сокращать издержки, рационально использовать ресурсы. 

Информационная функция. Цена на товары дает информацию для покупателей, производителей и инвесторов для проведения выгодных экономических операций.

- Распределительная функция. Дефицитные товары и ресурсы распределяются с помощью рыночных механизмов пропорционально рыночной силе покупателей, каждый раз формируя новое оптимальное перераспределение. Благодаря этому использование материальных ценностей и услуг смещается в те секторы экономики, которые готовы платить соответствующую цену.

- Регулирующая функция. Изменения спроса и предложения в зависимости от экономической ситуации, влияние на действия участников через рыночное распределение доходов от торговли в процессе товарообмена. В конечном итоге, влияние через механизмы установления равновесной цены на объемы производства и потребления.

- Посредническая функция. Рынок выступает посредником между потребителями и производителями. Формируя совокупность механизмов, регулирующих взаимоотношения между поставщиками и потребителями. Фактически, данная функция является одной из ключевых в общественном производстве, создавая условия для эффективного товарообмена.

- Социальная. Для того, чтобы быть успешным участником общественного производства, индивидуум должен обладать рядом ключевых навыков - предприимчивостью, инициативностью, готовностью идти на риск, коммуникабельностью и т.д. Таким образом, формируется общественный запрос на таких индивидуумов и возникают условия для обучения подобным социальным навыкам, как залог будущего социального успеха.

Функция естественного отбора. Рынок очищает экономику от неэффективных производителей.

(Подробнее см. Функции свободного рынка)

Причины возникновения рынка

Необходимые предпосылки развития общества для возникновения рынка и рыночных механизмов

Развитие общественного разделения труда. Появление разных отраслей производства из-за роста производительности труда. Отдельные группы людей начали специализироваться на эффективном производстве отдельных видов материальных благ (ресурсов, товаров) или услуг. Что привело к потребности обмена их на другие виды материальных благ или услуг.

Появление различных собственников – товаропроизводителей. Технологически прогресс привел к появлению различных производителей товаров. Эти производители были экономически обособлены. То есть, самостоятельно (независимо) решали, какие товары (услуги) и в каком количестве им производить и по каким ценам и где их продавать. Это означает, что необходимым условием для развития рыночных отношений является наличие права частной собственности.

Появление товарно-денежных отношений. Увеличение товарного оборота вынудило людей найти эквивалент для обмена экономическими благами.

- Ограниченность возможностей отдельного субъекта. Отдельный участник рынка имеет ограниченные возможности создания материальных благ или услуг по сравнению с необходимыми. Таким образом, для получения всех необходимых ему ресурсов субъект рынка должен вступать во взаимоотношения с другими участниками (обмен, купля-продажа, кооперация).

Виды рынков

Пример возможных вариантов классификации рынков по различным характеристикам

Классификация рынков по видам товаров (объектам купли – продажи)

- Рынок ресурсов. Рынок рабочей силы, рынок труда, рынок природных ресурсов (земельные ресурсы, водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых и другие.), рынок искусственных средств производства — очень разнообразный рынок предметов и средств труда.

- Потребительский рынок. Рынок продовольствия (продукты питания), рынок непродовольственных товаров (одежда, бытовая техника), рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги )

- Финансовый рынок. Денежный рынок (валюта, золото), рынок кредитных ресурсов (временно свободные денежные средства, которые предоставляются взаймы), рынок страхования (страховые полисы), фондовый рынок (ценные бумаги, акции, облигации), рынок деривативов (различные контракты, фьючерсы, опционы).

- Рынок прав владения и пользования. Рынок аренды и лизинга, рынок концессионных договоров.

- Рынок прав деятельности. Рынок лицензий на определенные виды предпринимательства.

- Рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею. Рынок патентов, рынок лицензий.

- Рынок духовных ценностей. Рынок художественных произведений и прав владения ими, рынок культурно исторических реликвий.


Классификация рынков по географическому принципу

- Локальные рынки.

- Региональные рынки. Рынки в рамках географических или административных регионов.

- Национальные рынки. Рынки в рамках одного государства, находящиеся в одинаковом правовом и налоговом режиме

- Международные рынки. Рынки в рамках таможенных и экономических союзов.

- Мировой рынок. Глобальный рынок мирового хозяйства.


Классификация рынков по механизму контакта продавцов и покупателей

- Непосредственно контактные рынки. На таких рынках собственник (или его представитель, уполномоченное лицо) сам продает свой товар потребителю.

- Агентские рынки. Продажа товаров потребителю происходит через посредников, которые сводят продавцов и покупателей непосредственно на этапе заключения сделки между продавцом и покупателем. Посредник получает комиссионное вознаграждение за заключение сделки.

- Биржевые рынки. На этих рынках интересы покупателей и продавцов представляют брокеры. Брокеры выполняют операции по поручению продавцов и покупателей. Продавцы и покупатели при этом между собой не контактируют, потому что сделки заключаются уполномоченными ими персонами.


Классификация рынков по объемам сделок купли-продажи

- Оптовые рынки. Продажа однородных товаров осуществляется крупными партиями. При этом покупатель приобретает товары для последующей перепродажи более мелкими партиями.

- Мелкооптовые рынки. На таких рынках в отличии от оптовых продажа товаров происходить меньшими партиями. Покупатели, как правило, приобретают товары для перепродажи в розничной сети и очень редко для собственного потребления.

- Розничные рынки. Продажа товаров происходит поштучно или очень мелкими партиями. Покупатель, в подавляющем большинстве случаев является конечным потребителем товара.


Классификация рынков по видам конкуренции (степени независимости продавцов и покупателей)

- Конкурентные рынки. На этом рынке присутствует множество покупателей и продавцов. Возникает сильная конкуренция.

- Олигопольные рынки. На этом рынке при множестве покупателей присутствует ограниченное количество продавцов. Продавцы при сговоре могут влиять на спрос и уровень цены.

- Олигопсонические рынки. Присутствует ограниченное количество покупателей при множестве продавцов.

- Монопольные рынки. На рынке присутствует один продавец при множестве покупателей.

- Монопсонистические рынки. На рынке присутствует один покупатель и множество продавцов.


Классификация рынков по степени законности

- Официальные рынки. Все операции на рынке происходят по четким правилам, которые установило государство.

- Неофициальные (теневые) рынки. Операции происходят неофициально в целях уклонения от налогов.

- Черные рынки. Происходят операции с нелегальными или запрещенными товарами и услугами.



0  


 Инфляция. Причины и виды инфляции | Описание курса | Функции свободного рынка в рыночной экономике 
   

Обсудить на форуме
Записаться на курсы
Обратиться к консультанту
Пройти тест
Полный список курсов обучения
Бесплатные видеоуроки
Нужна информация!




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru