Спрос и предложение
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на спрос.
Спрос – Количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного времени при прочих равных условиях.
Закон спроса – при прочих равных условиях, чем ниже цена на товар, тем больше спрос или наоборот. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Факторы, влияющие на спрос:
- Предпочтения и вкусы потребителей.
Зависит от таких факторов как реклама, мода, качество товаров, обычаи.
- Уровень доходов у населения.
Повышение доходности населения приводит к повышению спроса на товары.
- Изменение цен на взаимозаменяемые товары.
При повышении цены на такой товар потребитель может выбрать альтернативу такому товару.
- Потребительские ожидания
Если потребители ожидают изменения цен в связи с какими-то факторами, это может повлиять на желание купить нужный товар в данный момент, соответственно это влияет на спрос.
- Эффект отложенного спроса.
Сезонность спроса. В зависимости от времени года спрос может изменяться.
Предложение, закон предложения, факторы, которые влияют на предложение.
Предложение – способность производителей предоставить товар потребителю по определенной цене. Объем предложения зависит от объема производства.
Закон предложения – между ценой и уровнем спроса существует положительная (прямая) зависимость, с повышение цены возрастает предложение или наоборот.
Факторы предложения:
- Цена на ресурсы.
Цена на ресурсы, используемые в производстве. Чем больше цена на ресурсы, тем меньше производитель получает прибыль. Соответственно у производителя меньше желания производить товар.
- Уровень технологий.
Технологическое усовершенствование обычно приводит к рационализации использования ресурсов. Соответственно затраты на ресурсы снижаются. Можно произвести больше товара, соответственно предложение возрастает.
- Цели фирмы.
Обычно каждый производитель стремится к максимизации прибыли, что увеличивает предложение. Но производитель может преследовать другие цели. Допустим, производить товар с меньшим загрязнением окружающей среды. Это может привести к меньшему объему производства, к меньшему предложению.
- Налоги и субсидии.
Налоги ведут к увеличению расходов и уменьшению предложения, субсидии ведут к уменьшению расходов.
- Цены на другие товары.
Резкое повышение цен на нефть может увеличить предложение угля.
- Ожидания производителей.
Ожидание инфляции, возможные инвестиции.
- Количество производителей на рынке.
Чем больше производителей занимаются выпуском товара, тем больше предложение.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие – ситуация когда спрос равен предложению. Считается что это идеальная ситуация на рынке, к которой нужно стремится. Все производители стремятся, чтобы спрос был равен предложению.
Типы рыночного равновесия:
- Мгновенное равновесие.
Возрастает спрос, но производители не могут увеличить предложение. Тогда равновесие устанавливается путем повышения цены до того момента, пока не установится рыночно равновесие.
- Краткосрочное равновесие.
При повышении спроса предложение повышается путем дополнительно загрузки производственных мощностей.
- Долгосрочное равновесие.
Достигается путем расширения производственных мощностей или организации новых предприятий по производству товара.
Эластичность спроса
Эластичность спроса – реакция потребителя на изменение цены товара.
Виды спроса:
- Эластичный спрос.
Если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, то товар считается эластичным.
- Неэластичный спрос.
Если при изменении цены спрос на товар существенно не меняется , то спрос считается неэластичным.
- Абсолютно эластичный спрос.
Существует только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены могут привести к нулевому или неограниченному спросу.
- Абсолютно неэластичный спрос.
Вне зависимости от изменения цены спрос будет одинаковым.
Эластичность предложения
Эластичность предложения – степень чувствительности предложения на изменение цены предлагаемого для потребителя товара.
Виды эластичности предложения:
- Неэластичное предложение.
Предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
- Эластичное предложение.
При изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
- Абсолютно неэластичное предложение.
Как бы не изменялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
- Абсолютно эластичное предложение.
Существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Товар и его стоимость |
Описание курса
| Затраты (издержки)
|