Понятие амортизации лучше всего пояснить на простом примере. (Ссылка на видеоролик находится в конце страницы)
Мы приобрели электромобиль для того, чтобы организовать бизнес по перевозке пассажиров.
Предположим, что его условная цена равна $50 000
Предположим, что каждые 10 000 километров мы проводим его техническое обслуживание фиксированной стоимостью $500
В день автомобиль проезжает 200 километров
На одну зарядку мы тратим $10 и нам этого хватает на целый день
На оплату труда наемного водителя в день мы тратим $50
Сделаем условный расчет стоимости услуг нашего автомобиля, при этом, предположим, что мы ничего не знаем про амортизацию.
Расчет стоимости 1 км пробега автомобиля без учета амортизации
Стоимость 1 километра пробега включает:
Техническое обслуживание $500 / 10 000 километров = $0,05
Заработная плата водителя $50 / 200 километров = $0,25
Расходы на зарядку автомобиля $10 / 200 километров = $0,05
Итого: прямые расходы на 1 километр пробега $0,35 (мы так думаем)
Добавим прибыль. И объявим цену услуги
$0,35 + $0,35 = $0,70
Таким образом, наша ежемесячная «прибыль» составит:
$0,35 x 200 километров / день x 30 дней = $2 100.
Начинаем эксплуатировать автомобиль
Первый месяц - 2100 долларов, второй - 2100 долларов, бизнес идет!
На семнадцатый месяц работы наш автомобиль износился настолько, что уже не может нормально эксплуатироваться, а его ремонт не имеет смысла!
Пробег составил 100 000 километров (для нашего примера это условный максимальный пробег). Большинство узлов и агрегатов вышли их строя. Их стоимость в совокупности равна цене нового автомобиля.
У нас в руках на данный момент всего $2 100
Новый автомобиль стоит $50 000 (эти деньги были у нас в самом начале). Так может надо было с самого начала не тратить все, а часть «откладывать»?
В чем была ошибка?
За день автомобиль проезжал 200 километров
Значит за месяц 200 х 30 = 6 000 километров!
Ресурс автомобиля составляет 100 000 километров, значит нового автомобиля «хватает» на
100 000 / 6 000 = 16,7 месяцев
Таким образом, для того, чтобы по окончанию срока эксплуатации можно было купить новый автомобиль, нужно было ежемесячно "откладывать"
$50 000 / 16,7 = $2 994
Стоп! Так это больше, чем сумма «прибыли» от нашего «бизнеса»!
Считаем правильно
Стоимость 1 километра пробега включает:
Техническое обслуживание $500 / 10 000 километров = $0,05
Заработная плата водителя $50 / 200 километров = $0,25
Расходы на зарядку автомобиля $10 / 200 километров = $0,05
Амортизация $50 000 / 100 000 километров = $0,50
Итого: расходы на 1 километр пробега $0,85
Но назначенная нами цена была равна $0,70 !
То есть на каждом километре пробега мы теряли $0,85 – $0,70 = -$0,15
Или $0,15 x 200 x 30 = $900 в месяц!
Выводы
Амортизация должна обязательно учитываться для расчета реальной прибыли предприятия
Реальная прибыль предприятия не равна количеству денег, которая остается в его распоряжении
Предприниматель не должен извлекать из бизнеса большее количество денег, чем рассчитанная экономическая прибыль