|
Накладные расходы
Не все расходы, которые несет предприятие в своей деятельности имеют одинаковое значение. Часть расходов непосредственно не связана с производством продукции и оказанием услуг, но является необходимой для обеспечения функционирования предприятия. Такие расходы называют накладными.
Представим себе, что мы занимаемся закупкой китайских комплектующих, упаковываем их в отдельные красивые коробочки с надписями "hi-tech" и перепродаем с тройной наценкой.
В этом случае затраты на комплектующие, их упаковку, а также оплату труда тех, кто это делает - будут прямыми расходами. А вот заработная плата секретарши Танечки, а также расходы на кофе, который она делает - накладными. Также к накладным расходам относится и заработная плата Марьи Семеновны - нашего бухгалтера. Поскольку без кофе директор в Вашем лице не представляет, как можно управлять предприятием, а отчеты в налоговую тоже нужно кому-то сдавать, то данные расходы совершенно необходимы для работы фирмы, хотя они и не влияют непосредственно на производство готовой продукции.
Это и есть основная характеристика накладных расходов. Они непосредственно не относятся к созданию готового продукта, осуществлению работ, оказанию услуг, но необходимы для функционирования организации в целом.
Поскольку продажи нашего "hi-tech" идут стабильно, прибыль валом валит, берем на работу заместителя директора по безопасности, который будет следит за тем, чтобы директора никто не украл. Заместитель директора по безопасности тут же требует, чтобы у шефа появился личный водитель. В связи с тем, что количество сотрудников выросло, нам приходится арендовать новые дополнительные помещения. Через некоторое время у нас появляется заведующий гаражом, вахтер на входе в офис и уборщица тетя Маша. Все они начинают обращаться к директору с требованием купить новую швабру, зимнюю резину для машины, папки для отчетов и т.д. Чтобы не отвлекать директора этими мелочами от дегустации кофе, берем на работу заместителя директора по общим вопросам, который начинает заниматься решением бытовых проблем. Поскольку работников у нас уже немало, чтобы с ними справиться, берем заместителя директора по персоналу (HR). Он тут же заявляет, что для создания командного духа совершенно необходимо провести два тренинга и три семинара, а также организовать коллективный выезд на природу.
Работа в офисе кипит и директор доволен, что организация развивается и растет. Однако все это длиться до тех пор, пока, наконец Марья Семеновна не приносит в кабинет руководителя Отчет о финансовых результатах. Из него следует, что вся наша прибыль, на которую рассчитывал директор, исчезла в неизвестном направлении. И сейчас речь идет уже об убытках. Директор недовольно кричит на своего бухгалтера и требует срочно разыскать "пропавшую прибыль", поскольку главбух, наверное, "все напутала и ничего не понимает в бизнесе".
Что же произошло на самом деле? Все очень просто. Пока директор увлекался введением новых должностей и приемом новых сотрудников, расходы на содержание офиса росли не по дням, а по часам. Но на доходах предприятия это никак не отражалось. Как работали на нашем производстве упаковщики Петя и Вася так и работают. Поэтому доходная часть бизнеса практически не менялась. Рост расходов и неизменность доходов сначала привели к уменьшению прибыли, а потом даже к возникновению убытков.
Таким образом, к накладным расходам необходимо относиться с крайней осторожностью! Они позволяют обеспечить работу предприятия, но их должно быть ровно столько, сколько необходимо. Иначе под угрозой может оказаться само существование бизнеса.
Маржинальная прибыль |
Описание курса
| Финансовый цикл
|