|
Аттестация персонала - что она дает "для жизни"
08-01-2010
Аттестация персонала - что она дает "для жизни"Если Вы думаете, что аттестация персонала - подходящий инструмент для того, чтобы уволить "неподходящих" сотрудников - Вы сильно ошибаетесь. Например, если уволенный по результатам аттестации сотрудник попытается оспорить увольнение в суде, то у работодателя крайне мало шансов выиграть дело, поскольку КЗоТ Украины стоит на страже интересов наемного работника, даже если этот работник совершенно не устраивает работодателя. Таким образом, исходя из практики, проведение аттестации с целью увольнения - дело крайне трудоемкое и малоперспективное. Поэтому, использование аттестации с такими узкими целями будет похоже на использование микроскопа для колки орехов. Поэтому, давайте поговорим о пользе, которую организация может извлечь из процесса аттестации. Итак, при прохождении процесса аттестации у нас появляется возможность задать сотруднику некоторое количество вопросов, волнующих руководство предприятия, а также попросить оценить своих коллег. В результате проведения аттестации на предприятии появляется возможность получить весьма ценную информацию по самым разнообразным вопросам деятельности организации. Например:
Это не исчерпывающий список и его можно долго продолжать. Часто возникает ситуация, когда аттестация проходит с изначально благими целями. Директор по персоналу часто раскрывает перед руководителем предприятия просто "безграничные возможности" процедуры аттестации и излагает информацию об огромной пользе, котрую можно из этого извлечь. Будучи поддержанной руководством предприятия, аттестация проводится с огромной помпой с привлечением практически всего персонала, но когда сама процедура заполнения анкет, проведения интервью, групповых тренингов заканчивается - наступает тишина. Как правило, руководителю предприятия предоставляются многочисленные графики, диаграммы и таблицы с кучей коэффициентов и разнообразных показателей. Вот только незадача - как и куда все это использовать? Вот на этом этапе и наступает полное разочарование. И, прежде всего, оно проявляется у сотрудников, которые честно отвечали на десятки, часто не самых приятных, вопросов, а также были "подопытными крысами" в ситуационных заданиях. После того, как персонал убеждается в полной бессмысленности и безрезультатности процедуры, ждать от сотрудников особого рвения при повторном прохождении процедуры атеестации уже не приходится. Проблема заключается вот в чем:
Поэтому, прежде чем приступать к процедуре аттестации персонала, нужно задать себе вопросы:
Таким образом, главный вопрос, который должен нам быть понятен ДО начала процедуры аттестации - это ЗАЧЕМ мы собираемся это делать? Это подразумевает еще один этап - осознание проблем организации, связанных с персоналом. Только после осознания проблемы можно выбрать пути ее решения. И это - главное условие аттестации. В противном случае, по аналогии с медициной, мы проведем нечто, похожее на клинические анализы пациента, после которых выясним, что, оказывается, исследовать нужно было совсем не то и совсем в другом направлении. Вот только повторной аттестации, начинающейся сразу после окончания предыдущей, боюсь никто проводить не позволит. Цели и задачи аттестации персоналаОсновные цели, которые может преследовать организация при оценке персонала, следующие:
Что можно еще встретить в литературе и ни в коем случае нельзя считать целями:
Вот эти пункты (приведенные выше) были написаны совершенно серьезно. Ни в коем случае не занимайтесь "процессом ради процесса". Это - лучший способ подорвать доверие коллектива к аттестациям персонала. Проведение аттестации - это инструмент для решения проблем, но ни в коем случае не цель! Поэтому, если Вы проводите аттестацию сотрудников с целью "улучшения управления персоналом", лучше не делать этого вообще, потому что единственное, чего можно добиться в данной ситуации - это потратить деньги работодателя и убедить коллектив в полной ненужности управления персонала в компании. Но вернемся к процедуре аттестации персонала. Начнем с того, что некоторые процедуры заполнения опросных листов, анкет и т.д. можно выполнять с определенной периодичностью, с условием, что результаты будут обрабатываться оперативно и на основании полученных результатов будут приниматься управленческие решения, которые будут понятны сотрудникам. В качестве примера приведу оценку персонала методом 360 градусов. Такая оценка может проводится ежемесячно и даже ежеквартально, если перечень вопросов, на которые отвечают сотрудники, касается итогов работы за соответствующий период, а не общих вопросов типа "профессионализм", "инициативность" и так далее. И это принципиально. В противном случае, уже со второй процедуры аттестации Вы получите формальные результаты - персонал, отвечая на вопросы, уже не будет вдумываться в их суть. Если организация испытывает потребность в квалифицированных сотрудниках, то это совсем не означает, что речь идет о всем персонале предприятия. В этом случае аттестация должна проводиться только в тех подразделениях, которых касается выявленная руководством проблема. Таким образом, изначально должны быть проведены профессиональные тесты по определенной тематике. Параллельно, проводящий аттестацию, должен выявить обучаемость сотрудников. И на основании полученных результатов определить список сотрудников, которые являются профессионально подготовлены на уровне требований, предъявляемых предприятием, а также список сотрудников, которые могут и должны пройти обучение. Мотивационные тесты - это специальный вид исследований. Они позволяют лучше понять внутренние мотивы сотрудников. По своей сути, информация очень интересная и ценная. Единственное важное условие - определите для себя, что Вы будете делать с полученными результатами? Какие решения собираетесь принять на их основе?
Материалы по теме:array_values(): Argument #1 ($array) must be of type array, null given |
||||||