Список предметов
Государственные органы
5 / 34

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ – это совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти.

По своему объему и содержанию понятие государственного механизма шире понятия государственного аппарата.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – это часть механизма государства, представляющая собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется практическая работа по управлению обществом, выполнению задач и функций государства.

Аппарат государства в узком смысле – собственно управленческий аппарат или аппарат исполнительной власти, который состоит из чиновников и возглавляется исполнительными высшими органами.

Аппарат государства в широком смысле наряду с собственно управленческим аппаратом включает главу государства, парламент, местные органы управления, вооруженные силы, милицию (полицию) и др.

Государственный аппарат обеспечивает реализацию функций государства благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми руководит.

Государственные предприятия и государственный учреждения осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных (государственные предприятия) и нематериальных ценностей (государственный учреждения).

Госпредприятия и государственные учреждения, в отличие от госаппарата, имеют следующие признаки:

- не имеют государственно-властных полномочий;

- имеют специфическую организационную структуру, включающую организованные государством трудовые коллективы рабочих и служащих во главе с соответствующим руководством, действующим на основе единоначалия и в рамках переданных ей полномочий;

- непосредственно создают материальные и духовные блага;

- руководствуются в своей деятельности собственным уставом, составленным в соответствии с законом.

Орган государства – часть государственного аппарата – группа лиц (или одно лицо), обладающая юридически определенной государственно-властной компетенцией для выполнения задач и функций государства.

Каждый государственный орган наделяется определенной компетенцией и опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Черты государственного органа:

1. Создается по воле государства и действует от имени государства.

2. Юридически закрепляются организация, статус, виды и формы деятельности, порядок взаимодействия с другими органами и организациями.

3. Наделяется полномочиями государственно-властного характера (издание нормативных актов, правоприменение, правоохрана).

4. Финансируется из государственного бюджета.

5. Состоит из государственных служащих.

6. Имеет организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, систему служебной отчетности и дисциплины.

В правовом государстве государственные органы действуют в пределах своих полномочий, руководствуясь принципом «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом».

ДЕРЖАВНІ ОРГАНИ

ДЕРЖАВНИЙ МЕХАНІЗМ - це сукупність різних державних органів, організацій, збройних сил, матеріальних коштів державної влади.

За своїм обсягом та змістом поняття державного механізму ширше за поняття державного апарату.

ДЕРЖАВНИЙ АПАРАТ - це частина механізму держави, що представляє собою систему органів держави, за допомогою яких здійснюється практична робота з управління суспільством, виконання завдань і функцій держави.

Апарат держави у вузькому розумінні - власне управлінський апарат або апарат виконавчої влади, який складається з чиновників і очолюється вищими виконавчими органами.

Апарат держави у широкому сенсі поряд із власне управлінським апаратом включає главу держави, парламент, місцеві органи управління, збройні сили, міліцію (поліцію) і ін.

Державний апарат забезпечує реалізацію функцій держави завдяки діяльності підприємств і установ, якими керує.

Державні підприємства та державної установи здійснюють функції держави у сфері виробничої діяльності, пов'язаної зі створенням матеріальних (державні підприємства) і нематеріальних цінностей (державної установи).

Держпідприємства і державні установи, на відміну від держапарату, мають наступні ознаки:

- не мають державно-владних повноважень;

- мають специфічну організаційну структуру, що включає організовані державою трудові колективи робітників і службовців на чолі з відповідним керівництвом, діючим на основі єдиноначальності та в межах переданих їй повноважень;

- безпосередньо створюють матеріальні і духовні блага;

- керуються у своїй діяльності власним статутом, складеним у відповідності з законом.

Орган держави - частина державного апарату - група осіб (або одна особа), що володіє юридично визначеною державно-владною компетенцією для виконання завдань і функцій держави.

Кожен державний орган наділяється певною компетенцією і спирається на організаційну, матеріальну і примусову силу держави.

Риси державного органу:

1. Створюється з волі держави та діє від імені держави.

2. Юридично закріплюються організація, статус, види і форми діяльності, порядок взаємодії з іншими органами та організаціями.

3. Наділяється повноваженнями державно-владного характеру (видання нормативних актів, правозастосування, правоохорона).

4. Фінансується з державного бюджету.

5. Складається з державних службовців.

6. Має організаційну структуру, територіальний масштаб діяльності, систему службової звітності та дисципліни.

У правовій державі державні органи діють в межах своїх повноважень, керуючись принципом «дозволено тільки те, що прямо передбачено законом».


Виды государственных органов

1). По способу образования:

- назначаемые;

- наследуемые;

2). По территории действия:

- общие;

- субъектов федерации;

- местные;

3). По содержанию функционирования:

- постоянные;

- временные;

4). По составу:

- коллегиальные;

- единоличные;

5). По характеру компетенции:

- органы общей компетенции;

- органы специальной компетенции

Принципы деятельности государственных органов:

Территориальность – каждый орган государственного аппарата действует в рамках определенной территории.

Иерархичность – органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.

Централизм и децентрализм – по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, то есть решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.

Выборность и назначаемость – в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие - избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причем оба присущи государственному аппарату.

Коллегиальность и единоличие – в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.

Гласность и тайна – безусловно, что необходим приоритет, первого, но складываются и такие ситуации в деятельности государственного аппарата, когда без второго просто не обойтись.

Законность – выражается в организации и деятельности органов государства: а). создаются и осуществляют деятельность лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б). все органы действуют в рамках своей компетенции и на основе действующего закона.

Принцип разделения власти.

Види державних органів

1). За способом утворення:

- призначувані;

- успадковані;

2). По території дії:

- загальні;

- суб'єктів федерації;

- місцеві;

3). За змістом функціонування:

- постійні;

- тимчасові;

4). За складом:

- колегіальні;

- одноосібні;

5). За характером компетенції:

- органи загальної компетенції;

- органи спеціальної компетенції

Принципи діяльності державних органів:

Територіальність - кожен орган державного апарату діє в рамках певної території.

Ієрархічність - органи в державному апараті займають різне положення, але всі вони пов'язані між собою на засадах субординації.

Централізм і децентрализм - з деяких питань необхідно застосування принципу централізму, тобто рішення приймаються на вищому рівні, а потім виконуються у всіх нижчих інстанціях. В інших питаннях, явно необхідне застосування принципу децентралізму, тобто рішення приймаються тим же органом, який і буде їх виконувати.

Виборність і призначеність - деякі органи державного апарату службовці призначаються, в інші - обираються населенням, в цьому проявляється бюрократичне і демократичне начало, причому обидва притаманні державному апарату.

Колегіальність і единоличие - у цьому принципі також проявляється бюрократичне і демократичне начало.

Гласність і таємниця - безумовно, що необхідний пріоритет, першого, але складаються і такі ситуації в діяльності державного апарату, коли без другого просто не обійтися.

Законність - виражається в організації і діяльності органів держави: а). створюються і здійснюють діяльність лише ті державні органи, які передбачені законом; б). усі органи діють у рамках своєї компетенції і на основі чинного закону.

Принцип поділу влади.



 Конституція і Конституціоналізм | Описание курса | Форма правления. Форма правлiння