|
Примечание. Данный раздел содержит разъяснение термина "учетная политика" в несколько упрощенном изложении для людей с "не экономическим" образованием и описывает важность формирования учетной политики для предприятия и понимания ее сути для руководителя предприятия и топ-менеджеров. Цель данного курса - изложить наиболее важную информацию для управленцев, чтобы они могли применять ее в повседневной деятельности. Для углубленного изучения принципов финансового и бухгалтерского учета, экономики предприятия, обратитесь к курсам: "Бухгалтерский учет" и "Экономика предприятия".Более подробно данная тематика изложена в следующих материалах: "Приказ об учетной политике", "Форма приказа об учетной политике".
Для того, чтобы руководитель мог принимать осмысленные управленческие решения, он должен опираться на управленческую информацию. То есть принимать решения на основании имеющихся фактов, а также результатов анализа внешней либо внутренней среды.
Если касаться информации о внутренней бизнес-среде, то речь пойдет о состоянии самой организации. И здесь возникает столь часто употребляемое словосочетание "управленческий учет". К сожалению, от интенсивного употребления "по поводу и без повода" от многих руководителей ускользает мысль о том, что на самом деле, они пользуются не "управленческим учетом", а "управленческими отчетами".
Управленческие отчеты представляют собой не всю, а лишь сгруппированную особым образом наиболее важную часть доступной информации. И здесь нас поджидает "подводный камень" - при группировке информации ее смысл несколько искажается. Иногда такое упрощение является полезным для быстрой оценки ситуации, а иногда - нет. Дело вот в чем. Когда начинается процесс группировки и представления информации в сжатом виде, необходимо хотя бы первоначальное понимание, для чего она может понадобиться. Например, в управленческий отчет попадает информация о сумме имеющихся основных средств, в том числе справочно - количество компьютеров. Ценность подобной информации для различных видов бизнеса различна. Если предприятие, например, занимается производством молока и если оно занимается производством программного обеспечения, оно по разному отнесется к ценности данной информации.
Учетная политика - это принципы интерпретации событий
Не менее важным является и интерпретация отражения фактов хозяйственной деятельности. Интерпретация фактов хозяйственной деятельности называется "учетной политикой". Это правила, по которым формируется "отношение предприятия" к событиям и фактам хозяйственной деятельности для ведения финансового учета на предприятии. Например, при передаче для повседневного использования в работе офиса калькуляторов, офисных принадлежностей и т.д. одни предприятия списывают их стоимость как понесенные расходы, а другие - только половину. Вторую половину списывают в момент, когда указанные предметы пришли в полную негодность. Одни предприятия, работающие в области бизнеса с высокими коммерческими рисками, считают, что получили прибыль только после завершения всех поставок и перечисления всех сумм денежных средств, другие, работающие с надежными партнерами, считают, что прибыль получена, если товар был отгружен получателю.
Таким образом, одни и те же события хозяйственной деятельности, в зависимости от того, как к данным событиям относится сама организация, могут совершенно по разному интерпретироваться в финансовом учете. Однако, несмотря на то, что каждая организация самостоятельно формирует данные принципы для собственного использования, используется единый принцип - "одинаковые события отражаются одинаково". То есть принципы (учетная политика) могут быть любыми, но они одинаково должны применяться для всех подобных друг другу событий. Если мы договорились о том, что при передаче инструмента в цех он полностью списывается на расходы предприятия, то это должно быть отражено именно таким образом сегодня, завтра и через месяц.
Учетная политика формируется предприятием на учетный период и не изменяется на всем его протяжении.
Содержание учетной политики
Содержание учетной политики предприятия предполагает изложение отношения предприятия к следующим событиям хозяйственной деятельности:
Пороги существенности относительно отдельных объектов учета - это определение уровня важности хозяйственных событий, при возникновении которых пользователи финансовой информации должны быть о их проинформированы.
Несмотря на всю сложность данной формулировки, смысл относительно прост. Например, на предприятии в январе произошло короткое замыкание и сгорел электродвигатель стоимостью 1000 долларов, а в июле, в результате короткого замыкания вышла из строя роботизированная обрабатывающая линия, стоимостью 1 миллион долларов. О каком из этих событий обязательно нужно знать акционерам предприятия? Учетная политика в данной области определяет грань, относительно которой до акционеров доводится информация о хозяйственных событиях. Чем меньше данный порог, тем большая лавина информации доходит до акционеров, а, с другой стороны, тем больше времени приходится тратить на ее изучение. Рекомендуемый уровень существенности событий о прибылях и убытках - примерно 2% от суммы прибыли. Для событий с активами предприятия - 5% от суммы активов.
Предоставление филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям предприятия права ведения отдельного баланса. Данная информация представляет больший интерес для акционеров. То есть, какая информация может быть отражена не в финансовом отчете предприятия, а в финансовых отчетах дочерних подразделений.
Статьи и правила калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Данный момент является очень существенным для предприятия. Все финансовые директора знают, что применив разные принципы калькулирования (подсчета) себестоимости изделия, можно получить совершенно разные цифры при одних и тех же исходных данных. Это касается принципов распределения затрат предприятия на отдельные виды продукции, товаров и услуг. Данный раздел учетной политики способен самым существенным образом сказываться на управленческих решениях и приводить к заключению или отказу от сделок. Поэтому руководитель предприятия (топ-менеджер) обязан в общих чертах представлять себе правила, по которым определяются затраты на производство изделия. Это позволит гораздо увереннее чувствовать себя на переговорах. Учетная политика в области калькулирования затрат предприятия - один из краегульных камней финансового учета.
См. также "Калькулирование себестоимости" с точки зрения бухгалтерского учета и "Калькулирование себестоимости" для экономистов.
Методы амортизации необоротных активов. Если говорить простыми словами, то это - правила отнесения затрат, понесенных ранее на приобретение основных фондов (компьютеров, станков, зданий, мебели и т.д.) на текущие затраты предприятия.
Примечание. Здесь и далее информация дается несколько упрощенно в целях ее использования топ-менеджерами. К необоротным активам относятся не только основные средства. Подробно см. "Необоротные активы".
Например, приобретенный компьютер безнадежно устаревает за два-три года. А вот станок способен проработать гораздо более длительный срок. Это значит, что каждый раз, на протяжении срока службы различных объектов основных средств, на затраты необходимо относить различную часть их стоимости. Это напрямую влияет на сумму прибыли, которую предприятие покажет в своем финансовом отчете. Данный элемент учетной политики руководитель обязательно должен знать. Это дает понимание о том, какая часть прибыли является следствием текущих хозяйственных решений, а какая часть была поглощена суммами, начисленными как условные затраты на события, произошедшие ранее (приобретение основных средств).
Стоимостные признаки предметов, относящихся к малоценным необоротным материальным активам (МНМА). Это определение уровня стоимости предметов длительного использования, при котором учет таких предметов осуществляется в упрощенном порядке. Например, для калькуляторов, офисных принадлежностей, токарного инструмента и т.д. не имеет смысла вести учет каждой единицы в индивидуальном порядке, индивидуально начислять амортизацию и т.д. Обычно учет таких предметов ведется по упрощенной форме. Предприятие самостоятельно определяет порог ценности (стоимости), при котором предметы сроком службы более года стоимостью менее определенной суммы относятся к МНМА и учитываются упрощенно. Этот элемент учетной политики определяет баланс между затратами на учет таких предметов и точностью учета, а также сохранностью МНМА.
Методы оценки убытия запасов. Учетная политика в области оценки выбытия запасов может существенно повлиять на оценку результатов хозяйственной деятельности предприятия (прибыль). Поэтому руководитель предприятия (топ-менеджер) должен иметь четкое представление о правилах оценки запасов которые выбывают (расходуются) из баланса.
Например, предприятие купило две партии товара. Первая партия из 1000 штук была приобретена по цене 1.00 за штуку, а вторая - по цене 2.00 за штуку. При разной учетной политике предприятия в затратах предприятия будут отражены совершенно различные суммы. При продаже 1000 единиц данного товара по цене 2.50 за шутку себестоимость и прибыль составят:
Метод | Себестоимость списанных товаров | Валовая прибыль от сделки |
Средневзвешенный | 1 500.00 | 1 000.00 |
FIFO | 1 000.00 | 1 500.00 |
LIFO | 2 000.00 | 500.00 |
Самое любопытное, что во всех случаях, прибыль, определенная, согласно принципам учетной политики, будет правильной. Обратите внимание, что при полной продаже товара со склада, итоговая сумма полученной валовой прибыли будет одинаковой. Поэтому учетная политика в части оценки убытия запасов касается только текущей оценки хозяйственных операций, но очень существенно способна влиять на принимаемые топ-менеджерами решения.
Кроме того, учетной политикой предприятия определяются:
периодичность проверки и корректировки стоимости запасов;
порядок учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР);
перечень создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;
порядок оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;
порядок определения степени завершенности работ по строительному контракту.
Таким образом, учетная политика оказывает существенное влияние на принимаемые топ-менеджерами управленческие решения. В связи с этим, руководитель предприятия (топ-менеджер) обязательно должен быть знаком с принципами, на которых построена управленческая отчетность, чтобы принимать верные управленческие решения.
Регулирование вопросов командировочных расходов |
Описание курса
| Организация управления
|