Навыки – действия, составные части которых в процессе формирования становятся автоматическими. При наличии навыков деятельность человека становится быстрее и продуктивнее. В соответствии с видами действий различают и виды навыков: двигательные, сенсорные, интеллектуальные. Во всех видах деятельности необходимы навыки: учебной, трудовой, игровой и т.д.
В основе образования навыков лежат попытки и отбор. Человек, руководствуясь определенными ориентирами, пробует выполнять определенные действия, контролирует результат. Успешные движения, оправданные ориентиры и способы регуляции постепенно отбираются и закрепляются; неудачные и неоправданные – угнетаются и отсеиваются. Без таких повторных практических попыток формирование навыков невозможно.
Рассмотрим механизм формирования двигательных навыков во время игры в баскетбол. Образование сложных двигательных навыков происходит довольно тяжело и проходит ряд этапов. Так, в начале повторения движения не координированы, хотя и выполняют под контролем сознания. В работу включаются мышцы, не принимающие участия в выполнении данной привычки. Человек делает лишние движения. Это связано с распространением возбуждения корой больших полушарий. Навык является очень нестойким. Посторонние внешние раздражители (окрики болельщиков), эмоциональные напряжения приводят к нарушению навыка. При постоянной игре в баскетбол происходит концентрация возбуждения в тех нервных центрах, которые отвечают за формирование соответствующей двигательной привычки. Движения выполняются экономнее, свободнее и точнее. Но в необыкновенной, новой обстановке (например, на спортивных соревнованиях) навык может нарушаться.
С усовершенствованием двигательного навыка наступает его автоматизация. Движения выполняются подсознательно, то есть человек концентрирует свое внимание не на выполнении движений, а на их результате. Автоматизированные навыки облегчают работу мозга и повышают его трудоспособность. Автоматизированные навыки тяжело поддаются изменению. Часто бывает так, что выработать новый навык легче, чем исправить старый. Если двигательный навык осуществляется автоматически, то это значит, что он не будет осмыслен потом. После выполнения двигательного навыка, как правило, человек может детально проанализировать большинство своих движений и, если необходимо, заняться их усовершенствованием. Образованные навыки могут быть перенесены с одного вида деятельности на другой, подобный ему. Так, навыки, образовавшиеся в результате игры в баскетбол, сохраняются и совершенствуются во время овладения прыжками в высоту или игры в волейбол. Поэтому у человека, владеющего большим количеством навыков и умений, каждый новый навык образуется быстрее.
|
Навички - дії, складові частини яких у процесі формування стають автоматичними. При наявності навичок діяльність людини стає швидше і продуктивніше. У відповідності з видами дій розрізняють і види навичок: рухові, сенсорні, інтелектуальні. У всіх видах діяльності необхідні навички: навчальної, трудової, ігрової і т.д.
В основі утворення навичок лежать спроби і відбір. Людина, керуючись певними орієнтирами, пробує виконувати певні дії, контролює результат. Успішні руху, виправдані орієнтири і способи регулювання поступово відбираються і закріплюються; невдалі і невиправдані - пригнічуються і відсіваються. Без таких повторних практичних спроб формування навичок неможливо.
Розглянемо механізм формування рухових навичок під час гри в баскетбол. Виникнення складних рухових навичок відбувається досить важко і проходить ряд етапів. Так, на початку повторення руху не координовані, хоча і виконують під контролем свідомості. У роботу включаються м'язи, що не беруть участі у виконанні даної звички. Людина робить зайві рухи. Це пов'язано з поширенням порушення корою великих півкуль. Навичка є дуже нестійким. Сторонні зовнішні подразники (вигуки вболівальників), емоційні напруги призводять до порушення навички. При постійній грі в баскетбол відбувається концентрація збудження в тих нервових центрах, які відповідають за формування відповідної рухової звички. Рухи виконуються економніше, вільніше і точніше. Але в незвичайною, новій обстановці (наприклад, на спортивних змаганнях) навик може порушуватися.
З удосконаленням рухового навику настає його автоматизація. Рухи виконуються підсвідомо, тобто людина концентрує свою увагу не на виконанні рухів, а на їх результаті. Автоматизовані навички полегшують роботу мозку і підвищують його працездатність. Автоматизовані навички важко піддаються зміні. Часто буває так, що виробити новий навик легше, ніж виправити старий. Якщо руховий навик здійснюється автоматично, то це означає, що він не буде осмислено потім. Після виконання рухового навику, як правило, людина може детально проаналізувати більшість своїх рухів і, якщо необхідно, зайнятися їх удосконаленням. Утворені навички можуть бути перенесені з одного виду діяльності на інший, подібний йому. Так, навички, що утворилися в результаті гри в баскетбол, зберігаються і вдосконалюються під час оволодіння стрибками у висоту або гри у волейбол. Тому у людини, що володіє великою кількістю навичок і умінь, кожен новий навик утворюється швидше.
|