В зависимости от того, что мы запоминаем и воспроизводим, различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
Двигательная память – это запоминание и воспроизведение движений. Она является основой выработки двигательных навыков.
Эмоциональная память – это память чувств. Яркие эмоциональные переживания прочно закрепляются в нашей памяти и легко воспроизводятся.
Образная память заключается в сохранении и воспроизведении всех видов образов (зрительных, слуховых, двигательных, осязательных, обонятельных, вкусовых).
Смысловая, или словесно-логическая память – это запоминание и воспроизведение мыслей, выраженных словами. При смысловом запоминании человек оперирует, как правило, представлениями и понятиями. Все виды памяти можно развивать.
Какие условия важны для успешного запоминания и развития памяти? Прежде всего, желание – одно из важнейших проявлений воли человека. Оно мобилизует внимание, повышает интерес, обеспечивает готовность к запоминанию. Надо учитывать также, что материал более успешно запоминается, если он интересен для запоминающего его человека. Если человек уже что-то знает в этой области, то новое запоминает быстрее и лучше. Запоминание идет легче, если заучиваемый материал полностью осмыслен, ясен, понятен тому, кто его заучивает.
Для развития памяти надо следовать следующим правилам:
1). Стараясь относиться к запоминаемому материалу не безразлично, а с большим эмоциональным интересом;
2). Научитесь сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете;
3). Старайтесь понять материал, формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить его;
4). Осмысленно повторяйте материал, пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой;
5). Учите и повторяйте небольшими дозами, лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день;
6). После физики учите историю, после литературы – математику: память любит разнообразие;
7). В процессе запоминания записывайте ключевые слова, рисуйте схемы, диаграммы, графики;
8). Если получили задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не ждите до четверга: выучите сразу, а накануне только повторите.
|
В залежності від того, що ми запам'ятовуємо і відтворюємо, розрізняють рухову, емоційну, образну і словесно-логічну пам'ять.
Рухова пам'ять - це запам'ятовування і відтворення рухів. Вона є основою вироблення рухових навичок.
Емоційна пам'ять - це пам'ять почуттів. Яскраві емоційні переживання міцно закріплюються в нашій пам'яті і легко відтворюються.
Образна пам'ять полягає у збереженні і відтворенні всіх видів образів (зорових, слухових, рухових, дотикових, нюхових, смакових).
Смислова, або словесно-логічна пам'ять - це запам'ятовування й відтворення думок, виражених словами. При смисловому запам'ятовуванні людина оперує, як правило, уявленнями та поняттями. Всі види пам'яті можна розвивати.
Які умови є важливими для успішного запам'ятовування та розвитку пам'яті? Перш за все, бажання - одне з найважливіших проявів волі людини. Воно мобілізує увагу, підвищує інтерес, забезпечує готовність до запам'ятовування. Треба враховувати також, що матеріал більш успішно запам'ятовується, якщо він цікавий для пам'яті людини. Якщо людина вже щось знає в цій області, то нове запам'ятовує швидше і краще. Запам'ятовування йде легше, якщо матеріал, що вивчається, повністю осмислений, ясний, зрозумілий тому, хто його вивчає.
Для розвитку пам'яті треба слідувати наступним правилам:
1). Намагаючись ставитися до матеріалу, що запам’ятовується, не байдуже, а з великим емоційним інтересом;
2). Навчіться зосереджувати свою увагу на досліджуваному предметі;
3). Намагайтеся зрозуміти матеріал, формуйте у себе свідомий вольовий намір запам'ятати його;
4). Осмислено повторюйте матеріал, користуйтеся смисловими опорами, смисловим співвіднесенням і смисловим групуванням;
5). Вивчайте та повторюйте невеликими дозами, краще вчити по одній годині сім днів, ніж сім годин підряд в один день;
6). Після фізики вчіть історію, після літератури - математику: пам'ять любить різноманітність;
7). В процесі запам'ятовування записуйте ключові слова, накресліть схеми, діаграми, графіки;
8). Якщо отримали завдання у вівторок, а відповідати потрібно в п'ятницю, не чекайте до четверга: вивчіть одразу, а напередодні тільки повторіть.
|