|
Примечание. Если Вы не нашли решение интересующей Вас задачи - пишите об этом в форуме. Если задача более-менее адекватно составлена, то, скорее всего, она будет включена в данный учебный курс.
Задача.
В двадцати одной стране, принадлежащей к Организации экономического сотрудничества и развития, среднегодовой темп прироста валового национального продукта в 1960-1968гг. составлял примерно 5,0%. Исходя из условия сохранения этого темпа:
а) оценить период удвоения валового производства товаров и услуг в развитых странах;
б) во сколько раз больше будет производить общество через 70 лет, когда человек достигнет преклонного возраста, по сравнению с годом его рождения?
Комментарий.
Думаете, что это задача по макроэкономике? Как бы не так! Макроэкономикой здесь и не пахнет - мы учимся считать сложные проценты. К сожалению, большинство так называемых "экономических" задач сводится к применению математических формул. После чего студенту рассказывается, что он экономист, хе-хе.
Теперь поговорим об экономике. По большому счету, решить данную задачу вообще невозможно. И дело здесь в том, что пока еще никому не удавалось свести экономические процессы к паре-тройке математических формул. Кроме того, автор задачи вообще в курсе, что экономический рост подвержен циклическим процессам? Особенно, если мы оцениваем промежуток в 70 лет!
Преподавателю, придумавшему эту "гениальную" задачу стоит сообщить, что экономическое развитие циклично. Выделяют:
- краткосрочные циклы Китчина (период — 3-4 года);
- среднесрочные циклы Жюгляра (период — 7-11 лет);
- ритмы Кузнеца (период — 15-20 лет);
- длинные волны Кондратьева (период — 45-60 лет).
Сколько экономических кризисов должно произойти за это время? Как по мне - минимум два, а, скорее всего три, но может быть и четыре. Каково будет в это время падение производства? С какой скоростью будет восстанавливаться экономика? Какие структурные сдвиги произойдут в кредитно-финансовой системе и разделении труда?
И тут оказывается, что год начала отсчета является принципиально важным для прогнозирования и оценки. Мы должны от 1960 года оттолкнуться? А может от 1968? От 2000? 2010? Как Вы думаете, одной-двух формул будет достаточно для решения задачи? Вот и я о том же. Кроме того, темпы экономического роста связаны со структурой государственных расходов. Как Вы думаете, структура государственных расходов на протяжении всего этого времени будет одинаковой?
В общем, на данной ноте закончим лирическое отступление. И ТУПО решим задачу, как хотел преподаватель. Но для себя помним, что к макроэкономике эта задача не имеет ровным счетом никакого отношения.
Решение.
Поскольку экономический рост (по известным только автору задачи причинам) составляет 5% в год, то период удвоения математически (как бы не так) будет:
1,05 х = 2
откуда
x = log 1,05 2
Чтобы не вычислять натуральный логарифм экзотической степени, применим формулу замены основания логарифма:
Откуда
x = lg2 / lg 1,05 ≈ 14,2 года.
Вот он, чудесный ответ на первый вопрос задачи! Бежим к преподавателю за первой половиной от пятерки! Ну а остальные могут обратиться к статистике и узнать, что... с 1966 по 1989 год ВВП США увеличился в 1,96 раза. Лет-то прошло совсем не четырнадцать, и через двадцать три года удвоения все еще не произошло. Правда, интересно?
Считаем вторую половину "экономической задачи".
1,05 70 ≈ 30,43
Ого, в целых тридцать раз! В общем, "нынешнее поколение будет жить при коммунизме". Поэтому слово "ответ" не пишу.
P.S. Мысли и соображения можете высказать на форуме.
Экономика государства |
Описание курса
| Статистика ВВП
|