ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности. От этого выбора в значительной мере зависит успех предпринимательства. Отправная точка, с которой начинается каждое новое предприятие – это бизнес-идея, закладываемая в его основу. Однако не всякая бизнес-идея является потенциально прибыльной и имеет перспективный рынок. Как правило, фильтрация идей при выборе сферы деятельности осуществляется по ряду характеристик, таких как спрос, законность, потенциальная прибыльность, уровень конкуренции и т. п.
Постановка цели и задач практического занятия Задание предполагает изучение методов обоснованного выбора сферы деятельности с учетом анализа и оценки факторов внешней среды, а также личных предпочтений предпринимателей. Работа осуществляется командами по 5 человек.
Исходные данные Пять потенциальных учредителей предприятия осуществляют выбор сферы предпринимательской деятельности. Каждый из них вносит определенную долю уставного капитала и имеет опыт и навыки деятельности в одной из выбираемых сфер. В качестве видов деятельности выбираются:
- автосервис;
- хлебопекарня;
- парикмахерская;
- грузоперевозки;
- разработка интернет-сайтов (см. табл. 1.1).
Общая сумма уставного капитала составляет 100 тыс.грн.
Таблица 1.1
Исходные данные.
Учредитель
|
Вид деятельности
|
Стаж работы, лет
|
Доля уставного капитала, %
|
№ 1
|
Автосервис
|
2
|
15
|
№2
|
Хлебопекарня
|
3
|
20
|
№3
|
Парикмахерская
|
2
|
25
|
№4
|
Грузоперевозки
|
2
|
15
|
№5
|
Разработка интернет-сайтов
|
1
|
25
|
1 шаг. Ранжирование учредителей (табл.1.2) Ранжирование мнений потенциальных учредителей осуществляется с учетом следующих факторов:
- за участие в уставном капитале начислять по одному баллу за каждые 5 тысяч грн;
- для оценки опыта предпринимательства каждый год стажа оценивается в 1 балл.
Таблица 1.2
Ранг учредителей
Учредитель
|
Опыт
|
Размер взноса в УК
|
Сумма баллов
|
Ранг
|
№ 1
|
|
|
|
|
№2
|
|
|
|
|
№3
|
|
|
|
|
№4
|
|
|
|
|
№5
|
|
|
|
|
Заполним таблицу данными
Ранг учредителей
|
|
Учредитель
|
Опыт
|
Размер взноса в УК
|
Сумма баллов
|
Ранг
|
№ 1
|
0,667
|
3,000
|
3,667
|
4
|
№2
|
1,000
|
4,000
|
5,000
|
3
|
№3
|
0,667
|
5,000
|
5,667
|
1
|
№4
|
0,667
|
3,000
|
3,667
|
4
|
№5
|
0,333
|
5,000
|
5,333
|
2
|
2 шаг. Расчет весового коэффициента выбора На основании полученных результатов рассчитывают весовой коэффициент выбора по следующему принципу:
1) максимальный стаж работы приравнивается к 100 % или одному баллу, стаж работы остальных учредителей оценивается соотношением фактического стажа работы к максимальному;
2) общая сумма взносов в уставный капитал приравнивается к 100% или единице, доля каждого из учредителей отражает присваиваемый ему коэффициент;
3) коэффициент весомости выбора учредителем получается умножением соответствующих составляющих.
Таблица 1.3
Расчет коэффициента весомости
Учредитель
|
Коэффициент стажа
|
Коэффициент доли УК
|
Интегральный коэффициент весомости
|
№ 1
|
|
|
|
№2
|
|
|
|
№3
|
|
|
|
№4
|
|
|
|
№5
|
|
|
|
Заполним таблицу данными.
Учредитель
|
Коэффициент стажа
|
Коэффициент доли УК
|
Интегральный коэффициент весомости
|
№ 1
|
0,667
|
0,150
|
0,100
|
№2
|
1,000
|
0,200
|
0,200
|
№3
|
0,667
|
0,250
|
0,167
|
№4
|
0,667
|
0,150
|
0,100
|
№5
|
0,333
|
0,250
|
0,083
|
Оценку приоритетности вида деятельности предлагается осуществлять по следующим группам факторов:
- прибыльность;
- степень конкуренции;
- динамика развития рынка сбыта;
- необходимость профессиональных знаний и навыков;
- размеры входных барьеров в отрасль.
Ранжирование данных факторов осуществляется присвоением 20
высшего балла виду деятельности с наилучшим показателем по данному фактору (табл. 1.4). Наивысший ранг присваивается виду деятельности, имеющему максимальную сумму баллов.
Таблица 1.4
Ранжирование факторов внешней среды при выборе сферы деятельности
|
Автосервис
|
Хлебопекарня
|
Парикмахерская
|
Грузоперевозки
|
Разработка инетрнет-сайтов
|
Прибыльность (max балл ≡ max прибыли)
|
|
|
|
|
|
Степень конкуренции (max балл ≡ min конкуренции)
|
|
|
|
|
|
Динамика развития рынка сбыта (max балл ≡ max развитию)
|
|
|
|
|
|
Необходимость спе-циальных знаний и навыков (max балл ≡ min узких знаний)
|
|
|
|
|
|
Размеры входных барьеров в отрасль (max балл = min входных барьеров)
|
|
|
|
|
|
Факт Σ баллов
|
|
|
|
|
|
Ранг
|
|
|
|
|
|
max Σ баллов
|
|
|
|
|
|
Коэффициент весомости
|
|
|
|
|
|
Исходя из личных предпочтений заполним таблицу.
|
Авто-сервис
|
Хлебопекарня
|
Парикмахерская
|
Грузоперевозки
|
Разработка инетрнет-сайтов
|
Прибыльность (max балл ≡ max прибыли)
|
5
|
2
|
1
|
4
|
3
|
Степень конкуренции (max балл ≡ min конкуренции)
|
|
|
|
|
|
Динамика развития рынка сбыта (max балл ≡ max развитию)
|
5
|
1
|
3
|
4
|
2
|
Необходимость спе-циальных знаний и навыков (max балл ≡ min узких знаний)
|
4
|
5
|
2
|
3
|
1
|
Размеры входных барьеров в отрасль (max балл = min входных барьеров)
|
2
|
3
|
4
|
1
|
5
|
Факт Σ баллов
|
16
|
11
|
10
|
12
|
11
|
Ранг
|
1
|
3
|
4
|
2
|
3
|
max Σ баллов
|
25
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Коэффициент весомости
|
0,64
|
0,44
|
0,4
|
0,48
|
0,44
|
Примечание. Ранжирование факторов, получивших одинаковую сумму баллов, осуществляется по наивысшим баллам более существенных внешних факторов. 4 шаг. Выбор сферы деятельности На основании произведенных оценок осуществляется экспертная оценка по каждому виду деятельности с присвоением соответствующих весов.
Таблица 1.5
Расчет интегрального коэффициента выбора сферы деятельности
Показатели
|
Автосервис
|
Хлебопекарня
|
Парикмахерская
|
Грузоперевозки
|
Сайт
|
Коэффициент весомости вида деятельности
|
|
|
|
|
|
Коэффициент весомости выбора учредителя
|
|
|
|
|
|
Интегральный коэффициент
|
|
|
|
|
|
С помощью полученных раннее данных заполним таблицу.
Показатели
|
Авто-сервис
|
Хлебопекарня
|
Парикмахерская
|
Грузоперевозки
|
Сайт
|
Коэффициент весомости вида деятельности
|
0,64
|
0,44
|
0,4
|
0,48
|
0,44
|
Коэффициент весомости выбора учредителя
|
0,100
|
5,000
|
0,167
|
0,100
|
0,083
|
Интегральный коэффициент
|
0,064
|
2,2
|
0,066666667
|
0,048
|
0,036666667
|
Примечание. Выбор осуществляется на основании полученных расчетов по максимальному интегральному коэффициенту.
Вывод: интегральный коэффициент показывает, что самый привлекательный бизнес - это хлебопекарня.
Комментарий. Абсолютно бредовая задача и метод ее решения. Отличный пример мусора, которым вынуждены заниматься студенты, так как преподаватель не имеет вообще никакого представления о том, как в реальности происходят подобные процессы и как предприятие выбирает вид деятельности на самом деле.