Список предметов
Выбор направления деятельности
6 / 152
Примечание. Данная "задача" о выборе направления деятельности относится к классу задач по экономике, которые рождает больная фантазия преподавателей и они загружают студентов абсолютно бесполезным мусором.

ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности. От этого выбора в значительной мере зависит успех предпринимательства. Отправная точка, с которой начинается каждое новое предприятие – это бизнес-идея, закладываемая в его основу. Однако не всякая бизнес-идея является потенциально прибыльной и имеет перспективный рынок. Как правило, фильтрация идей при выборе сферы деятельности осуществляется по ряду характеристик, таких как спрос, законность, потенциальная прибыльность, уровень конкуренции и т. п.

Постановка цели и задач практического занятия Задание предполагает изучение методов обоснованного выбора сферы деятельности с учетом анализа и оценки факторов внешней среды, а также личных предпочтений предпринимателей. Работа осуществляется командами по 5 человек.

Исходные данные Пять потенциальных учредителей предприятия осуществляют выбор сферы предпринимательской деятельности. Каждый из них вносит определенную долю уставного капитала и имеет опыт и навыки деятельности в одной из выбираемых сфер. В качестве видов деятельности выбираются:

- автосервис;

- хлебопекарня;

- парикмахерская;

- грузоперевозки;

- разработка интернет-сайтов (см. табл. 1.1).

Общая сумма уставного капитала составляет 100 тыс.грн.

Таблица 1.1

Исходные данные.

Учредитель

Вид деятельности

Стаж работы, лет

Доля уставного капитала, %

№ 1

Автосервис

2

15

№2

Хлебопекарня

3

20

№3

Парикмахерская

2

25

№4

Грузоперевозки

2

15

№5

Разработка интернет-сайтов

1

25

1 шаг. Ранжирование учредителей (табл.1.2) Ранжирование мнений потенциальных учредителей осуществляется с учетом следующих факторов:

- за участие в уставном капитале начислять по одному баллу за каждые 5 тысяч грн;

- для оценки опыта предпринимательства каждый год стажа оценивается в 1 балл.

Таблица 1.2

Ранг учредителей

Учредитель

Опыт

Размер взноса в УК

Сумма баллов

Ранг

№ 1

№2

№3

№4

№5

Заполним таблицу данными

Ранг учредителей
Учредитель Опыт Размер взноса в УК Сумма баллов Ранг
№ 1 0,667 3,000 3,667 4
№2 1,000 4,000 5,000 3
№3 0,667 5,000 5,667 1
№4 0,667 3,000 3,667 4
№5 0,333 5,000 5,333 2

2 шаг. Расчет весового коэффициента выбора На основании полученных результатов рассчитывают весовой коэффициент выбора по следующему принципу:

1) максимальный стаж работы приравнивается к 100 % или одному баллу, стаж работы остальных учредителей оценивается соотношением фактического стажа работы к максимальному;

2) общая сумма взносов в уставный капитал приравнивается к 100% или единице, доля каждого из учредителей отражает присваиваемый ему коэффициент;

3) коэффициент весомости выбора учредителем получается умножением соответствующих составляющих.

Таблица 1.3

Расчет коэффициента весомости

Учредитель

Коэффициент стажа

Коэффициент доли УК

Интегральный коэффициент весомости

№ 1

№2

№3

№4

№5

Заполним таблицу данными.

Учредитель Коэффициент стажа Коэффициент доли УК Интегральный коэффициент весомости
№ 1 0,667 0,150 0,100
№2 1,000 0,200 0,200
№3 0,667 0,250 0,167
№4 0,667 0,150 0,100
№5 0,333 0,250 0,083

Оценку приоритетности вида деятельности предлагается осуществлять по следующим группам факторов:

- прибыльность;

- степень конкуренции;

- динамика развития рынка сбыта;

- необходимость профессиональных знаний и навыков;

- размеры входных барьеров в отрасль.

Ранжирование данных факторов осуществляется присвоением 20

высшего балла виду деятельности с наилучшим показателем по данному фактору (табл. 1.4). Наивысший ранг присваивается виду деятельности, имеющему максимальную сумму баллов.

Таблица 1.4

Ранжирование факторов внешней среды при выборе сферы деятельности

Автосервис

Хлебопекарня

Парикмахерская

Грузоперевозки

Разработка инетрнет-сайтов

Прибыльность (max балл max прибыли)

Степень конкуренции (max балл ≡ min конкуренции)

Динамика развития рынка сбыта (max балл ≡ max развитию)

Необходимость спе-циальных знаний и навыков (max балл ≡ min узких знаний)

Размеры входных барьеров в отрасль (max балл = min входных барьеров)

Факт Σ баллов

Ранг

max Σ баллов

Коэффициент весомости

Исходя из личных предпочтений заполним таблицу.

Авто-сервис Хлебопекарня Парикмахерская Грузоперевозки Разработка инетрнет-сайтов
Прибыльность (max балл ≡ max прибыли) 5 2 1 4 3
Степень конкуренции (max балл ≡ min конкуренции)
Динамика развития рынка сбыта (max балл ≡ max развитию) 5 1 3 4 2
Необходимость спе-циальных знаний и навыков (max балл ≡ min узких знаний) 4 5 2 3 1
Размеры входных барьеров в отрасль (max балл = min входных барьеров) 2 3 4 1 5
Факт Σ баллов 16 11 10 12 11
Ранг 1 3 4 2 3
max Σ баллов 25 25 25 25 25
Коэффициент весомости 0,64 0,44 0,4 0,48 0,44

Примечание. Ранжирование факторов, получивших одинаковую сумму баллов, осуществляется по наивысшим баллам более существенных внешних факторов. 4 шаг. Выбор сферы деятельности На основании произведенных оценок осуществляется экспертная оценка по каждому виду деятельности с присвоением соответствующих весов.

Таблица 1.5

Расчет интегрального коэффициента выбора сферы деятельности

Показатели

Автосервис

Хлебопекарня

Парикмахерская

Грузоперевозки

Сайт

Коэффициент весомости вида деятельности

Коэффициент весомости выбора учредителя

Интегральный коэффициент

С помощью полученных раннее данных заполним таблицу.

Показатели Авто-сервис Хлебопекарня Парикмахерская Грузоперевозки Сайт
Коэффициент весомости вида деятельности 0,64 0,44 0,4 0,48 0,44
Коэффициент весомости выбора учредителя 0,100 5,000 0,167 0,100 0,083
Интегральный коэффициент 0,064 2,2 0,066666667 0,048 0,036666667

Примечание. Выбор осуществляется на основании полученных расчетов по максимальному интегральному коэффициенту.

Вывод: интегральный коэффициент показывает, что самый привлекательный бизнес - это хлебопекарня.

Комментарий. Абсолютно бредовая задача и метод ее решения. Отличный пример мусора, которым вынуждены заниматься студенты, так как преподаватель не имеет вообще никакого представления о том, как в реальности происходят подобные процессы и как предприятие выбирает вид деятельности на самом деле. 


0  


 Оценка уровня концентрации (монополизации) рынка | Описание курса | Деньги, банки и банковская деятельность