Примечание. Текст задачи взят с форума.
Задача. Собственный капитал банка равен 40 миллиардов рублей. Депозиты составляют 190 миллиардов рублей. Резервы равны 10 млрд. руб. По кредитам банк взимает 60% годовых. Банк желает получить прибыль с собственного капитала 80% годовых. Рассчитайте, какой процент банк должен выплачивать по вкладам, чтобы обеспечить себе данную норму прибыли.
Комментарий.
Искренне не понимаю, почему преподаватели стараются дать студентам задачу с как можно более "безумным" условием? Какова цель? Сделать из студента живую счетную машинку? Бездумного счетовода? Вдумайтесь в это условие... Что это за банк такой, который в среднем (!!) зарабатывает на кредитах 60% годовых? А если сюда добавить еще доходность по неторговым операциям, комиссии, прочие услуги - просто фантастика получается! А прибыль с собственного капитала, равная 80% ? Он что, наркоторговцам ссуды дает?
Скорее всего, задачка составлялась в эпоху галопирующей инфляции, когда нули на купюрах допечатывать не успевали... Но с тех пор прошло достаточно времени, чтобы актуализировать условие и хоть как-то приблизить его к реальности... А в текущем контексте, какую цель преследует задача? Научить студента складывать и умножать? Господа преподаватели, его этому еще в третьем классе средней школы научили...
Теперь по сути задачи. Почему составители думают, что расходы банка заключаются исключительно в процентных выплатах по депозитам? А как быть с расходами на заработную плату, охрану, инкассацию, аренду и содержание помещений, налоговыми выплатами, наконец?
Главный идиотизм задачи заключается в том, что, на самом деле, ее решить невозможно. Поскольку невозможно определить ту самую прибыль с собственного капитала (см. ROE) . Но, поскольку, большинство преподавателей возле банка только проходили, такие "мелочи" их не смущают.
Особенно радует то, что, видимо, по убеждению составителей задачи, активы банка состоят исключительно из выданных кредитов. То есть в этом банке нет ни одного компьютера, стола или стула, на корреспондентском счете ноль, в кассе шаром покати, про ценные бумаги там и слыхом не слыхивали и прочие ужасы, которые только можно себе представить.
Решение.
Что хотят от студента? А хотят, чтобы он вспомнил, что на лекциях ему сообщили, что в собственный капитал банка входят раскрытые резервы. После чего он должен совершить титанически сложную операцию:
40 + 10 = 50 миллиардов рублей
Теперь определим желаемую прибыль с собственного капитала банка (80% - цифра, от которой любой европейский банк должен, истекая слюной, забиться в судорогах):
50 * 0,8 = 40 миллиардов рублей
Собственно все. Дальше решить ничего нельзя. Откуда мы знаем, какая часть активов - это кредиты? То есть уравнение желаемой доходности как минимум (а вообще-то все гораздо интереснее) будет таким:
0,6х + k - 190y - z = 40
где
x - объем выданных кредитных ресурсов
k - доходы по прочим операциям
y - средняя ставка по привлеченным ресурсам
z - операционные расходы банка (включая амортизационные отчисления и налоговые выплаты)
Как видим, ничего похожего на необходимую информацию в условии задачи нет. Решить ее невозможно. Просто преподаватель об этом как-то не подозревает. И чему мы учим студентов?
Деньги, банки и банковская деятельность |
Описание курса
| Кредиты и депозиты
|