Список предметов
Продуктивность труда
101 / 152
Развернуть структуру обучения Свернуть структуру обучения

Примечание. Текст задач взят с форума. В уроке приведено 11 приблизительно однотипных задач. Вам остается найти подходящую.

Задачи по экономике на производительность и продуктивность труда

Задача. Изменение продуктивности труда

Продуктивність праці одного працівника магазину “Книгарня” за звітний період збільшилася в 1,7 рази. Індекс трудомісткості товарообороту становив 1,08, індекс цін на товари — 1,4.
Як зміниться продуктивність праці працівників з урахуванням зазначених чинників?

Продуктивность труда одного работника магазина "Книги" за истекший период увеличилась в 1,7 раза. Индекс трудоемкости товарооборота составил 1,08 , индекс цен на товары - 1,4.
Как изменится продуктивность труда работников с учетом указанных факторов?

Комментарий.
Если бы не удивительное количество несуразностей, которое автор задачи втиснул в три предложения, я бы написал, что это не задача по экономике, а задача по элементарной математике. После чего мы бы выполнили две операции деления и все, но...

Итак. Обратите внимание, что событие уже свершилось и продуктивность (фактическая!) уже посчитана. Поскольку показатель посчитан на одного работника, то, с учетом того, что в это число входят и директор и уборщица может быть только "гривен/человек". В этом контексте трудоемкость истекшего периода (того же самого) нам вообще не интересна, поскольку она отражает соотношение расходов на оплату труда к товарообороту (гривен/гривен) и уже учтена в показателе фактической продуктивности труда. А вот автор задачи, видимо, думает иначе. Об этом чуть ниже.

Внимательно прочитаем "каламбурчик" последнего предложения в задаче. "Как изменится продуктивность труда" - да никак она не изменится, она уже фактически зафиксирована! А фраза "с учетом указанных факторов" подразумевает (мы можем только догадываться) выражение продуктивности труда в сопоставимых ценах по отношению к прошлому периоду, то есть с учетом инфляции. Таким образом, правильное решение выглядит как 1,7 /1,4≈1,214 . Чтобы в этом убедиться, обратитесь к учебнику по статистике  - в условии нам дан именно индекс цен

А вот относительно изменившейся трудоемкости, можно лишь сказать, что она уже учтена в показателе фактической продуктивности. То есть трудоемкость увеличилась, но именно с учетом дополнительных трудозатрат продуктивность и показала фактический рост в 1,7 раза! То есть данное значение при расчете продуктивности в сопоставимых ценах учитываться не должно.

Решение.

Как правильно:  1,7 /1,4≈1,214
Как хотел преподаватель: 1,7 / 1,4 / 1,08 ≈ 1,124

Задача. Определить прирост продуктивности труда


За отчетный период выпущено 576 000 изделий при численности 2300 человек. В следующем году планируется выпустить 835000 изделий при увеличении численности на 20%.

Определить прирост продуктивности труда в отчетном и плановом периодах

За звітний період випущено 576 000 виробів при чисельності 2300 чоловік. Наступного року планується випустити 835000 виробів при збільшенні чисельності на 20%.

Визначити приріст продуктивності праці в звітному і плановому періодах.

Комментарий.
Очередная задача на проверку умения выполнять арифметические действия

Решение.
Определим продуктивность труда базового периода
576 000 / 2 300 ≈ 250,43 изделий / человека

Определим продуктивность продаж отчетного периода
835 000 / ( 2 300 + 20% ) ≈ 302,54 изделий / человека

Теперь мы получили две цифры продуктивности - базового и отчетного периода. Прирост продуктивности отсюда будет равен:

( 302,54 - 250,43 ) / 250,43 х 100% = 20,8%

Задача. Прирост продуктивности и снижение трудоемкости


За счет внедрения новой технологии затраты труда на 1000 грн товарной продукции сократились с 220 до 190 человеко-часов. Определить прирост продуктивности труда и снижение трудоемкостиЗа рахунок впровадження нової технології витрати праці на 1000 грн. товарної продукції скоротилися з 220 до 190 людино-годин. Визначити приріст продуктивності праці і зниження трудомісткості

Комментарий.
Как можно выучить специалиста, если ему преподает идиот? Экономист от счетовода отличается умением думать!

Если, для того, чтобы произвести продукции на 1000 грн нужно работать 220 часов - то в час создается полезная стоимость на 4,55 грн.! Даже если предположить, что у нас свет, газ, вода и прочее - бесплатны, а само изделие изготавливается из материалов стоимостью ноль, директор предприятия работает за "спасибо" и т.д., то максимально возможная сумма, которую можно заплатить рабочему в час 4,55 / 1,375 = 3,31 грн! То есть предельная месячная заработная плата по мнению преподавателя 556 грн.? И это при прочих нулевых затратах! А в условиях реального промышленного предприятия эту цифру нужно делить на четыре (ориентировочная доля заработной платы в себестоимости).

Вот это и будет достойная месячная заработная плата для преподавателя, который не научился думать!

Так что думайте, учитесь рассуждать, а не тупо складывайте цифры в столбик. И задайте себе вопрос: "В чем смысл решения таких идиотских задач"?

Решение.
Базовая продуктивность труда
1000 / 220 ≈ 4,545 грн/ час.
(каменными топорами работают, наверное)

Текущая продуктивность труда
1000 / 190 ≈ 5,263 грн/час
(каменные топоры снабдили кремниевыми наконечниками)

Задача. Определить продуктивность труда работников предприятия


Визначити продуктивність праці працівників підприємства при виготовленні кожного з виробів і на підприємстві в ціломуОпределить продуктивность труда работников предприятия при изготовлении каждого из изделий и на предприятии в целом


Наименование
выпускаемой продукции
Объем производства,
тыс.грн
Численность
основных рабочих
А80025
Б60018

Комментарий
Очередная задача на проверку умения выполнять арифметические действия. А люди, умеющие думать (экономисты, а не счетоводы) заметят, что такая производительность труда "не потянет" даже на месячную программу производства. Сделаем предположение, что это данные за неделю.

Решение.

Найдем продуктивность труда по формуле:

ПТ = V / Ч

где:
V – объем производства
Ч – численность персонала.

Подставим значения в формулу.

ПТa = 800 / 25 = 32 тыс. грн. на человека
ПТб = 600 / 18 = 33,3 тыс. грн. на человека

Найдем производительность труда в целом на предприятии.

ПТ = ( 800 + 600 ) / ( 25 + 18 ) = 1400 / 43 = 32,56

Задача. Определить численность персонала


Визначити чисельність персоналу по кожному товару і в цілому на підприємствіОпределить численность персонала по каждому товару и в целом на предприятии


Наименование 
выпускаемой продукции
Объем производства, 
тыс.грн
Продуктивность труда,
тыс. грн./чел.
А1 50050
Б2 00040

Комментарий.  
Очередная задача на проверку умения выполнять арифметические действия. А люди, умеющие думать (экономисты, а не счетоводы) заметят, что такая производительность труда "не потянет" даже на месячную программу производства. Сделаем предположение, что это данные за неделю. Кроме того, сделаем дополнительное предположение, что автор задачи подразумевал определение основных производственных рабочих, занятых на выпуске изделия. В противном случае, очень хочется поинтересоваться: "Какое изделие лично производят главный бухгалтер и директор предприятия"?

Решение.

Найдем численность персонала. Для каждого изделия
ПТ = V / Ч

где:
V – объем производства
Ч – численность персонала.

откуда
Ч = V / ПТ

Найдем численность персонала, который участвует в производстве товара А.

Ча = 1 500 / 50 = 30 человек

Теперь найдем численность персонала, который участвует в производстве товара Б.

Чб = 2 000 / 40 = 50 человек

Теперь найдем численность персонала (вероятно, основных рабочих?) на предприятии в целом.

Чобщ = 30 + 50 = 80

Задача. Определить производительность труда на предприятии

Визначити продуктивність праці на підприємстві в цілому і при виготовленні виробів в базовому і плановому році.Определить производительность труда на предприятии в целом и при изготовлении изделий в базовом и плановом году.


Наименование продукцииБазовый годПлановый год
Объем производства, млн. грн.Численность ОПР, чел.Объем производства, млн. грн.Численность ОПР, чел.
А8002585028
Б1 000401 20047

Решение.

Найдем продуктивность труда при изготовлении отдельных товаров в базовом и плановом году с помощью формулы:

ПТ = V / Ч 

где: 
V – объем производства 
Ч – численность персонала.

Подставим значения в формулу.

ПТа_б = 800 / 25 = 32
ПТа_пл = 850 / 28 = 30,36

ПТб_б = 1 000 / 40 = 25
ПТб_пл = 1 200 / 47 = 25,53

Найдем продуктивность труда на предприятии в целом в базовом и плановом году.

ПТб = ( 800 + 1 000 ) / ( 25 + 40 ) = 65
ПТпл = ( 850 + 1 200 ) / ( 28 + 47 ) = 75

Задача. Выбрать вариант управленческого решения

На предприятии прогнозируют рост спроса на 26%, дальше спрос тоже будет иметь тенденцию роста. Менеджеры предложили 2 варианта мер.

1 вариант – использование текущих мощностей и увеличение численности работников на 24 человек. В базовом году численность работников составляла 150 человек.

2 вариант – сокращение потерь рабочего времени, что позволит снизить трудоемкость на 6,5 процентов. Это дает прирост продуктивности труда на 7 процентов.

Необходимо определить насколько предложенные варианты соответствуют прогнозируемому росту спроса на продукцию предприятия. Какой из вариантов лучший?

На підприємстві прогнозують зростання попиту на 26%, далі попит теж буде мати тенденцію до зростання. Менеджери запропонували 2 варіанти заходів.

1 вариант - використання поточних потужностей і збільшення чисельності працівників на 24 осіб. В базовому році чисельність працівників становила 150 осіб.

2 варіант - скорочення втрат робочого часу, що дозволить знизити трудомісткість на 6,5 відсотків. Це дає приріст продуктивності праці на 7 відсотків.

Необхідно визначити наскільки запропоновані варіанти відповідають прогнозованому зростанню попиту на продукцію підприємства. Який із варіантів найкращий?

Решение.

Рассчитаем первый вариант мер. Найдем численность рабочих в плановом году, а потом найдем индекс производства.

Ч пл=150+24=174 человека

I пр= 174/150=1,16

Рост объемов производства составит 16 %

Рассчитаем на сколько первый вариант мер не соответствует прогнозируемому росту спроса.

26%-16%=10%

1 вариант мер не соответствует прогнозируемому росту спроса на 10%

Рассчитаем второй вариант.

Прирост продуктивности труда составил 7 %, соответственно объем производства вырос на 7 %.

Рассчитаем несоответствие прогнозируемому росту спроса.

26%-7%=19%

2 вариант не соответствует прогнозируемому росту спроса на 19%

Вывод: 1 вариант мер является наиболее эффективным. Более рациональное использование текущих мощностей за счет привлечения дополнительных рабочих эффективнее второго варианта на 16%-7%=9%.

Задача. Увеличение объема производства

В плановом году планируется увеличение численности персонала на 21%. Одновременно проводится работа для увеличения продуктивности труда и снижения трудоемкости изделия. Есть два варианта мер.

1 вариант – увеличение продуктивности труда на 10 процентов.

2 вариант – увеличение продуктивности труда на 3% за счет организационных мер и на 8% за счет технических мер.

Определить какие из двух групп мер обеспечивает наибольший прирост к объему производства и рассчитать, на сколько увеличится объем производства по предприятию в целом в плановом периоде.

У плановому році планується збільшення чисельності персоналу на 21%. Одночасно проводиться робота для збільшення продуктивності праці та зниження трудомісткості виробу. Є два варіанти заходів.

1 варіант - збільшення продуктивності праці на 10 відсотків.

2 варіант - збільшення продуктивності праці на 3% за рахунок організаційних заходів і на 8% за рахунок технічних заходів.

Визначити, які з двох груп заходів забезпечує найбільший приріст обсягу виробництва і розрахувати, на скільки збільшиться обсяг виробництва по підприємству в цілому в плановому періоді.

Решение.

1 вариант мер обеспечивает прирост к объему производства в размере 10%

Рассчитаем 2 вариант мер.

I пр= 1,03*1,08=1,1124

Второй вариант обеспечивает прирост к объему производства в размере 11,24%

Второй вариант обеспечивает наибольший прирост к объему производства.

1,1124/1,10=1,011

Он эффективнее на 1,1%

Рассчитаем индекс объема производства в целом по предприятию в плановом году.

I пр= 1,1*1,1124*1,21=1,4806044

Объем производства в плановом году увеличится на 48,06%

Ответ: второй вариант мер эффективнее. Объем производства в целом на предприятии возрастет на 48,06%

Задача. Увеличение объема прибыли


На предприятии необходимо увеличить объем прибыли в плановом году. Разработано несколько вариантов мер по повышению прибыли. Возможно реализовать только один вариант мер.

1 вариант – обеспечивает снижение трудоемкости на предприятии на 7%. Предполагается увеличение количества рабочих на 10 человек.

2 вариант – обеспечивает значительное увеличение численности персонала на 48 работников, что позволит использовать нерабочее оборудование.

В базовом году численность персонала составляла 120 работников.

Определить какой из вариантов лучше.

На підприємстві необхідно збільшити обсяг прибутку у плановому році. Розроблено кілька варіантів заходів по підвищенню прибутку. Можливо реалізувати тільки один варіант заходів.

1 варіант - забезпечує зниження трудомісткості на підприємстві на 7%. Передбачається збільшення кількості робітників на 10 осіб.

2 варіант - забезпечує значне збільшення чисельності персоналу на 48 працівників, що дозволить використовувати неробочий обладнання.

В базовому році чисельність персоналу становила 120 працівників.

Визначити, який з варіантів краще.

Решение.

Рассчитаем 1 вариант.

Ч пл= 120+10=130 чел. - численность рабочих в плановом году

I ч=130/120=1,083

Численность рабочих возросла на 8,3%

Найдем производительность труда с помощью трудоемкости по формуле:

Формула определения роста производительности труда. Формула визначення зростання продуктивності праці.

производительность труда возросла на 7,53%

Найдем индекс объемов производства

I пр= 1,083*1,0753=1,1645

Объем производства увеличится на 16,45%. Соответственно прибыль увеличится на 16,45%.

Рассчитаем 2 вариант.

Найдем численность персонала в плановом году.

Ч пл= 120+48=168 чел.

Найдем индекс работников в плановом году.

I пр=168/120=1,4

Количество работников увеличилось на 40%

Так как мы задействуем неиспользовавшееся оборудование, Объем производства возрастет на 40%. Соответственно прибыль возрастет на 40%.

Вывод: выгоднее всего использовать второй вариант мер. Использование неиспользовавшегося оборудования при существенном увеличении количества рабочих гораздо эффективнее уменьшения трудоемкости при незначительном увеличении количества работников.

Задача. Выбор варианта решения для увеличения прибыли


Поставлено задание увеличить прибыль в плановом году за счет увеличения объемов производства. Менеджеры предложили две группы мер. Реализовать возможно только один вариант мер.

1 вариант мер – численность работников увеличивается на 10 человек, продуктивность труда увеличивается на 5%.

2 вариант мер – снижение трудоемкости на 8% и увеличение численности персонала на 5 человек.

Численность рабочих в базовом году составляет 80 работников.

Какой из вариантов выгоднее реализовать?

Поставлено завдання збільшити прибуток у плановому році за рахунок збільшення обсягів виробництва. Менеджери запропонували дві групи заходів. Реалізувати можливий лише один варіант заходів.

1 варіант заходів - чисельність працівників збільшується на 10 чоловік, продуктивність праці збільшується на 5%.

2 варіант заходів - зниження трудомісткості на 8% і збільшення чисельності персоналу на 5 осіб.

Чисельність робітників в базовому році становить 80 працівників.

Який з варіантів вигідніше реалізувати?

Решение.

Рассчитаем 1 вариант.

Найдем численность работников в плановом году.

Ч пл= 80+10=90 чел.

Найдем Индекс численности работников в плановом году.

I ч= 90/80=1,125

Численность работников возрастет на 12,5%

Найдем индекс объема производства по формуле:

I пр=I ч* I пт

I пр=1,125*1,05=1,18125

Объем производства возрастет на 18,125%

Рассчитаем 2 вариант.

Найдем изменение продуктивности труда по формуле:

Формула определения продуктивности труда. Формула визначення продуктивності праці

Продуктивность труда возросла на 8,696%.

Найдем численность работников в плановом году.

Ч пл=80+5=85 чел.

Найдем индекс работников в плановом году.

I ч=85/80=1,0625

Численность работников в плановом году увеличится на 6,25%.

Найдем индекс объемов производства.

I пр=1,08696*1,0625=1,154895

Объем производства в плановом году возрастет на 15,4895%

Ответ: первый вариант мероприятий выгоднее.

Задача. Выбрать решение для увеличения объема производства


Две группы специалистов решают проблему увеличения объемов производства в плановом периоде. Специалисты разработали два варианта мер для решения проблемы.

1 вариант – увеличение продуктивности труда на16% за счет организационных мер. Численность персонала будет уменьшена на 5 человек.

2 вариант – комплекс мер, которые увеличат продуктивность труда на 18% и увеличение численности персонала на 5%.

Определить какой из вариантов мер наиболее выгоден.

Дві групи фахівців вирішують проблему збільшення обсягів виробництва в плановому періоді. Фахівці розробили два варіанти заходів для вирішення проблеми.

1 варіант - збільшення продуктивності праці on 16% за рахунок організаційних заходів. Чисельність персоналу буде зменшена на 5 осіб.

2 варіант - комплекс заходів, які збільшать продуктивність праці на 18% і збільшення чисельності персоналу на 5%.

Визначити, який з варіантів заходів найбільш вигідний.

Решение.

Рассчитаем 1 вариант

Найдем изменение продуктивности труда за счет снижения трудоемкости по формуле:

Формула определения продуктивности труда. Формула визначення продуктивності праці

Продуктивность труда возросла на 6,38%

Так как численность персонала снизилась на 5%, индекс численности работников в плановом году составляет 0,95.

Найдем индекс объемов производства.

I пр= 1,0638*1,16*0,95=1,172

Объем производства увеличится на 17,2%

Рассчитаем 2 вариант.

Индекс продуктивности труда равен 1,18.

Индекс численности работников равен 1,05.

Найдем индекс объемов производства.

I пр=1,05*1,18=1,239

Объем производства вырос на 23,9%

Ответ: вторая группа мер выгоднее.

0  


 Производительность труда. Продолжение | Описание курса | Численность персонала 
   

Обсудить на форуме
Записаться на курсы
Обратиться к консультанту
Пройти тест
Полный список курсов обучения
Бесплатные видеоуроки
Нужна информация!




Нажмите, чтобы рекомендовать эту страницу другим:
Рейтинг@Mail.ru